Петр Луцык, Алексей Саморядов, «Дикое поле»
Я долго пытался написать про
эту почти 900-страничную книжку, а все равно какие-то разрозненные мысли
(мыслишки) получаются. Ну, пусть будет.
Это круто, когда все (ну, почти все) сценарии, вернее сказать –
тексты, вкладываются в единый «монолит», призванный породить собственную
мифологию. Сценарии Петра Луцыка и Алексея Саморядова как раз такие, а
авторы, вольно или невольно, являются мифотфорцами. Там ведь не зря
почти в каждом сценарии повторяются имена и фамилии. Под ними скрываются
разные герои, но по сути все эти люди – былинные персонажи, которые,
видоизменяясь, кочуют из одной истории в другую. Кроме того, сценарии
эти – просто очень хорошая литература.
Мир Луцыка и Саморядова страшен и погружен в язычество. Герои их
сценариев, даже осеняя себя крестом, остаются верными Земле, Огню, Ветру
(«Ветер» - один из самых сильных текстов книги). Они (герои) застряли в
безвременье, и это безвременье очень точно отражает настроение,
атмосферу поздних 1980-х и ранних 1990-х – рушится большая страна, гнетет
неизвестность, тупо нечего жрать – остается
объединяться в бесполезные дружины, слушать языческих пророков
и биться насмерть. И когда смерть (Смерть) подходит совсем близко,
когда она забирает самых родных, нужно или рассмеяться, или обратиться к
богам, которые могут прийти на помощь. Могут, впрочем, и не прийти – и
тогда опять же остается только рассмеяться, взять ружье и уйти в
надвигающийся буран.
Место действия почти всех сценариев Луцыка и Саморядова – степь, то
самое дикое поле, на котором все решает общий сход – или сила. Здесь
царят жестокие законы природы, здесь человек человеку – волк, здесь все
просто. «– Здорово, Игнат. Измерзся, час отстоял, идем пиво пить. – Не
хочу. – Идем хоть покурим! – И курить не хочу. – Чего ж ты хочешь? –
Бабу хочу, к ней и иду! – ответил Игнат бодро. – Пива не хочу, курить не
хочу, а бабу хочу, к ней и иду!..» /«Дети чугунных богов»/ И вот этой
былинной простоты как раз и не хватило режиссерам,
пытавшимся совладать с текстами Луцыка и Саморядова. Пытаясь разглядеть в
этих текстах многочисленные вторые смыслы, режиссеры – все без
исключения – ударялись в никому не нужные интеллигентские рефлексии,
усложняли, наполняли ненужными смыслами. Хотя почерк Луцыка и
Саморядова, их авторский стиль – говорить просто о сложном.
Наиболее правильной экранизацией их сценариев, как ни странно,
мне кажется не слишком удачный фильм Михаила Аветикова «Савой» (по
сценарию «Праздник саранчи»). В этом совершенно диком боевике с
Владимиром Стекловым, почти полным отсутствием слов и абсолютным
отсутствием каких-либо логических связок, режиссер Аветиков не смог
удержать ритм, присущий прозе Луцыка и Саморядова, но в остальном именно
этот фильм по настроению максимально приближен к тому, о чем, по-моему,
и писали авторы. Раньше мне казалось, что очень близко подобрался Томаш
Тот в «Детях чугунных богов», но пересмотрев фильм я понял – нет, не
оно. Томаш Тот, с одной стороны, любуется всем этим анархическим
разгулом, придуманным Луцыком и Саморядовым, привнося в него
настроение, типичное для модного в то время балканского кино, а с другой, снисходительно
насмехается над ним. Ни насмешки, ни любования у Луцыка с Саморядовым
нет. Есть конструирование мифа, а это – серьезно.
А режиссер Михаил Калатозишвили экранизировал «Дикое поле» и почти
убрал из него то самое язычество, такое важное для мифологии Луцыка и
Саморядова, заменив на… ну, на условное православие. Получилось хорошее
кино, которое лично меня совершенно не зацепило. И беда здесь, видимо, в
том, что Калатозишвили, как и его предшественники, не смог поймать нерв
сценария Луцика и Саморядова. Мне, правда, сложно объяснить свои
претензии к «Дикому полю», потому что это, на самом деле, хорошее кино.
То ли прав известный кинокритик, который указывает на излишнюю
интеллигентность главного героя, то ли дело – в отсутствии
кинематографической смелости, когда тот самый танец на краю пропасти
есть, но пропасть огорожена незаметным для зрительских глаз заборчиком. И
вот еще что – «Дикое поле» в некоторые моменты оказывается в опасной
близости от «Эйфории», чего Луцык с Саморядовым, думаю, не допустили бы
никогда. В общем, снова не о том.
На самом деле, странно предъявлять режиссерам претензии – они же
часто переделывают сценарии, с которыми работают. Но в случае Луцыка и
Саморядова эти претензии предъявлять хочется, и не только потому, что
сценарии были лучше (сравнить хотя бы пронзительную драму сценария
«Кто-то там, внутри» и криминальную историю «Лимита», из которой просто
была вынут основной сюжет сценария – собственно, о любви). Дело в том
самом мифе, создаваемом сценаристами и то ли не замеченном, то ли
сознательно проигнорированном всеми без исключения режиссерами. Что
тоже, в общем-то, понятно – слишком страшно: «…Время теперь смутное,
ждать всего можно…» /«Северная Одиссея»/.
После смерти Саморядова Луцык взял их самый жесткий сценарий и снял
«Окраину». И оказалось, что он и должен был снимать все эти фильмы.
Выбрав эстетику старого советского кино (типа «Чапаева»), он снял
великую и кровавую сказку-былину о мужиках, которые ходили за правдой. И
дело было не только в сюжете, бережно перенесенном из сценария на
пленку, дело было в выбранной стилистике – именно со стилистикой
ошибались режиссеры, пытавшиеся экранизировать эти сценарии, со
стилистикой и атмосферой. Свободы не хватало, как бы банально это ни
звучало, ну и страшно было наверняка. Сейчас бы «Окраину» назвали
экстремистским фильмом и наверняка не выдали бы ему прокатное
удостоверение – помню, на премьере в питерском Доме кино мне очень
хотелось выхватить из кобуры наган, но не было ни нагана, ни кобуры.
Фильмы есть в Сети, книжка продается – это если кто заинтересуется.
Меня же не покидает вот какая мысль: много лет российские режиссеры
плачут по поводу отсутствия хороших сценариев, между тем, половина
сценариев Луцыка и Саморядова не экранизировалась. Но, судя по всему,
все еще страшно, да и сил не хватит. «…Сапожникова на Мае убили, Коннов
за Колымой погиб. Снегирев в тайге пропал со всеми людьми. Морозов в
тюрьме, Сергей Москва в тюрьме… Кроме тебя, Александр Степанович,
караван на север вести некому… /«Северная Одиссея»/