"Автор, ножницы, бумага", Николай Кононов
Эта книга – как лестница к умению писать оригинально и по делу. Никакой магии, просто 14 ступенек-уроков. Причем неважно что писать, и письма, и слоганы, и статьи, и очерки. Этот метод подойдет всем, кому необходимо создавать тексты – по работе или по доброй воле, даже если это просто письма по электронной почте, потому что даже по письму, согласитесь, мы сразу создает себе образ человека и мнение о нем. И о том, тратить ли на него время в дальнейшем.
Урок 1. О чем писать.
– Каждому есть, что рассказать.
– С первых строк читателю должно стать понятно, чем этот текст для него важен.
– Если вы пишете не одному конкретному человеку, надо определить, для кого вы пишете – для широкого круга людей, не знакомых с темой, или для специалистов.
Урок 2. Как собирать материал.
– Стоит поговорить и с демиургом (создателем основного описываемого события), и со свидетелями, и с экспертами (добрым и злым).
– Как готовиться и проводить интервью.
– Чем отличаются детали от подробностей, как их готовить.
– Все источники надо перепроверять.
Урок 3. Как писать план истории.
– Почитайте книги по написанию сценариев.
– Описывайте эмоции действиями.
– Прогрессировать должен и сюжет и герой.
– Экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация, разввязка, заключение. От них никуда не деться.
Урок 4. Как преодолеть писательский блок и прокрастинацию.
– Есть упражнения, чтобы настроиться на работу, даже когда "не работается".
– Если "не пишется", то проговорите историю устно (на диктофон).
– Не перечитывайте написанное.
– Запирайте дверь, когда пишете.
Урок 5. Как говорить по делу.
– Не мудрите.
– Говорите то, что понимаете.
– Слова и названия должны запоминаться или узнаваться.
– Изначально пишите максимум, лишнее уберете потом.
Урок 6. Как писать о людях.
– Не додумывайте персонажу черт, которые не раскроются в процессе истории.
– Не описывайте героя, пусть сам раскроется действиями.
– Найдите в нем противоречия и покажите их читателю. Пусть сам решает, нравится ему герой или нет.
Урок 7. Как работать с героями.
– Найдите особенности речи героя.
– Найти в нем что-то неожиданное, показать это.
– Записывать за героем максимум, взять разрешение публиковать все сказанное, но не вырывать слова из контекста.
Урок 8. Как найти свой стиль.
– Учиться формулировать текст устно.
– Писать. Много писать.
– Создавать свою интонацию, не стесняться ее.
– Учиться приемам у опытных авторов.
Урок 9. Как работать с телегами.
– Что делать, если текст начал жить своей жизнью.
– Что делать, если текст слишком разросся, а у вас есть рамки.
– Что делать, если вы от него устали.
Урок 10. Как работать над коротким текстом.
– Как работать над статьей.
– Как работать над колонкой.
– Как работать над тестом.
– Как работать над постом.
– Как работать над картинкой с подписью, гифкой.
Урок 11. Как редактировать себя.
– Безжалостно.
Урок 12. Как написать деловое письмо.
– Короткая интригующая тема.
– Ударный первый абзац о сути дела.
– Абзац с аргументами.
– Абзац, предлагающий деньги или славу.
– Подпись (без регалий) и контакты.
Урок 13. Как продать историю читателю.
– Как придумывать заголовок.
– Как общаться с издательством.
– Как составлять договор.
Урок 14. Как быть редактором.
– Мучительно:)
В конце каждой главы очень коротко подведены ее итоги, и напоминается по пунктам, что таки делать не нужно, а что надо.