«Шум времени», Джулиан Барнс
Недоверие к этой книге – то есть к такой книге британского, пусть даже лучшего из
лучших, автора – вполне оправдано: ну что он знает про
наши реалии? что он в них понимает? куда он, в конце концов, лезет? Чтобы
раз и навсегда закончить с этой темой, сразу скажу – британский писатель Джулиан
Барнс, а речь идет именно о нем, ориентируется в «наших реалиях» так, как,
пожалуй, не ориентируются многие писатели, рожденные в России и, вроде бы,
впитавшие эти самые реалии с молоком матери. Оказывается, дело не только в
молоке.
Новая
книга Барнса, которая, как писали, «гремит в Великобритании», называется «Шум
времени» и повествует о композиторе Дмитрии Шостаковиче. О названии этой книги
написано уже очень много, но, наверное, стоит повториться. Во-первых, «Шум
времени» - книга Осипа Мандельштама. Во-вторых, слово «шум» в некоторых
обстоятельствах может быть синонимом слову «сумбур», а именно определение «сумбур
вместо музыки» однажды сломало жизнь композитору Шостаковичу. И, наконец, «шум
времени» – это шум того самого времени («Лил жуткий дождь, / Шел страшный снег, / Вовсю дурил
двадцатый век…» – пел сильно позже Александр Галич), в котором жили
Шостакович и Мандельштам и в котором сломленный, уничтоженный, униженный
композитор все равно слышал музыку – «тоническое трезвучие».
«Шум
времени» Барнса – книга о Шостаковиче. Но это – не биография композитора, не «жизнь
замечательных людей», не штрихи к портрету, так что е стоит ждать от нее именно
что биографических подробностей, за ними – в многочисленные (другие) книги, в
воспоминания очевидцев и в «Википедию». «Шум времени» Барнса – удивительная (и
еще более удивительная, потому что крайне удачная) попытка… залезть в голову к
человеку, далекому от автора настолько, насколько это возможно. Британскому
интеллектуалу Барнсу, как уже неоднократно писали (вообще, об этой книге
написано столько, что сложно сказать что-то новое), непостижимым образом
удалось влезть в голову, в подсознание, в само существование советского
интеллигента, и именно с этих позиций написать свою книгу. Не удивляет, как
точно Барнс ориентируется в советских реалиях 1930-1950-х – в конце концов,
литературы на эту тему предостаточно, каждый желающий может изучить. Удивляет,
как точно Барнс ориентируется в… поступках, реакциях, в психологическом
состоянии человека, живущего в постоянном страхе. «Шум времени» Барнса – книга о
страхе и о чудовищном времени, пропитанном этим страхом. Это книга о человеке,
которого унизили и почти убили, но оставили жить и даже вознесли до небес,
заставляя ставить подписи под чужими письмами и статьями, и заседать, и
голосовать, давая и одновременно не давая возможности работать (и оставляя лишь
способность слышать музыку в шуме людоедского времени). Это книга о компромиссе,
ставшем жизненным принципом (или, по выражению Анны Наринской, состоянием
души). Очень страшная, очень точная, очень важная книга.
«Когда
у них со Стравинским зашел разговор о дирижировании, он признался:
– Не знаю, как побороть страх.
В
то время он считал, что речь идет исключительно о дирижировании. Теперь
уверенности поубавилось.
Быть убитым он больше не
боялся, что правда, то правда, и это сулило большие преимущества. Ему
определенно позволят жить и получать самое лучшее медицинское обслуживание. Но
в некотором смысле от этого только хуже. Потому что всегда есть вероятность
опустить жизнь до самой низкой отметки. О мертвых такого не скажешь…»