Издательство Додо Пресс: издаем что хотим

Голос Омара

Стас Жицкий Постоянный букжокей пн, 19 июня

Роман про “зря”

"Крепость", Петр Алешковский

Помнится, ругали эту книжку за излишнюю якобыпсевдолитернатурноориентированность и перенасыщеннобразность – а по мне, так это настоящий производственный роман (многие забыли, что это такое, а большинство так и вовсе не знают). Но – производственный роман в хорошем смысле. Он, в общем-то, выстроен по многолетне накатанной схеме: есть специалист, непонимаемый начальниками (неважно, что они из других, несоцреалистических времен), и этот угнетенный, но честный человек посильно борется с обстоятельствами путем труда и нехождения на совет нечестивых. Ровным счетом ни фига в этой схеме не вижу плохого – в конце концов, хоть тема и не новая, но вечно актуальная для жителей России, описываемых в литературе (и просто в России живущих). Герой – не токарь и не слесарь, а археолог, работает не в цеху, а головой, испытывает всякие метания и сомнения, во сне мнит себя древним татаро-монголом, тверд в принципах и проблематичен в плане личной жизни, философически задумчив и асоциален. Противодействуют ему не райкомовские сволочи, прикрывающиеся генеральной линией, и не тупой директор колхоза, а те же сволочи из власти, нынче иначе называемой и сволочной директор музея. А еще этот производственный роман – он о посильном противодействии слабого, но многодумающего – сильному, но от природы неразмышляющему, и он этим не нов, а нов он сменой времени действия – ибо в нынешнем периоде такие проблемы не сильно заметны и потому не считаются проблемами. Зря не считаются. И, как мне кажется, вот об этом “зря” роман и написан. Противодействие осталось, но борцы – они маленькие, слабые, типа, неинтересные, и романов про них почти не пишут. Вот, Алешковский написал.