Общество анонимных людоедов
«Мой маленький муж», Паскаль Брюкнер
Одна из книг главного мизантропа европейской литературы (из тех, кого я знаю) – хваленому Уэльбеку до него как до Луны, – француза Паскаля Брюкнера (который, в частности, написал «Горькую Луну», послужившую основой для одноименного фильма Романа Поланского, а я писал о нем здесь и здесь), называется «Мой маленький муж». Супружеская пара, в которой муж ниже жены. И вот этот муж с каждым прибавлением в семье становится все ниже и ниже, пока, наконец, вообще едва не исчезает. И дальше начинается его борьба за выживание… Понятно, что в этом сюжете есть перекличка с разными другими сюжетами, в том числе – и с сюжетом «Божественного дитя» того же Брюкнера, который (сюжет) и сам тоже перекликался, и даже с «Превращением» Кафки. Это – не претензия, потому что все мы знаем, что сюжетов в мировой литературе мало, некоторые говорят – хватит пальцев одной руки. Дело не в сюжете, а в том, что из этого сюжета получается.
В «Моем маленьком муже» Брюкнер разбирается и с семейными
отношениями, и с религией, и с толерантным отношением к низкорослым людям, и с
любовью к детям, и даже, походя, с мировой литературой, и делает это легко и
красиво. И заканчивает поркой. Он всегда позволяет маленькое допущение – про
парня, который уменьшался в размерах, как тут, или про ребенка, который решил
не вылезать из материнской утробы, как в «Божественном дитя», а уже дальше выстраивает
повествование логично и, более того, реалистично – реализм в буквальном смысле,
даже странно. И, в общем, получается, что все – говно, причем, получается очень
убедительно, у него всегда так.
Когда-то Брюкнер приезжал в Питер и пересказывал, в частности, сюжет одного своего
рассказика – про общество анонимных людоедов (садятся люди в круг и
рассказывают, кто и как дошел до жизни такой), вот бы почитать.