Издательство Додо Пресс: издаем что хотим

Голос Омара

Стас Жицкий Постоянный букжокей пн, 17 октября

Маскировка под обычность

"Живите в Москве. Только моя Япония. Катя китайская", Дмитрий Александрович Пригов

Была ли у автора такая задача – создать трилогию по условно-гео-этно-культурологическому (либо еще какому) признаку – я не знаю, а у критиков иль в аннотациях посмотреть ленюсь.

Поэтические (или полупоэтические) книжки Пригова надобно было (да и сейчас по-прежнему надо) осваивать не с ходу, порциями, обдумывая каждую строфу (или не обдумывая, но усваивая-переваривая) и похохатывая над каждой в силу своей интеллектуальной подготовленности. А вот прозу эту как-то и усваивать не надо – она сама проникает, завлекает и оставляет тебя в себе (или себя в тебе), обманчиво прикидываясь общечеловеческой литературой для нормальных людей. И уж не знаю, мимикрия эта – еще один постмодернистский прием умного Дмитрия Александровича или просто честная грань его обширного таланта...

Не столь важно, какой была задача, не столь важно, насколько правильно три романа склеились в трилогию, а важно то, что романы в голове все равно собираются в некий цикл, сферу, среду, пусть и подсознательно, и читать-то их лучше бы прямо подряд, по возможности не выходя наружу из фантасмагорического, но очень убедительно-подозрительно-натуралистичного приговского мира – да из него и выходить не хочется, несмотря на не особенную его уютность и душевность: насколько он на первый взгляд привычен, настолько же он категорически ни на что не похож при вглядывании, и хочется там оглядеться, освоиться и подольше не переставать удивляться.