Издательство Додо Пресс: издаем что хотим

Голос Омара

Маня Борзенко Постоянный букжокей вт, 27 сентября

От матки до Альцгеймера

"Мы — это наш мозг", Дик Свааб

Отец Дика Свааба был гинекологом. Есть мнение, что именно поэтому Дик начал заниматься изучением мозга — вроде как самый далекий от гениталий орган. Вот только большая часть исследований Дика была направлена на изучение развитие мозга плода, находящегося в матке.

Я страшно люблю книжки про мозг и читаю их в бешеном количестве. Эта — не самая простая и развлекательная, зато в ней есть красивые картинки (если вы тоже считаете мозг в разрезе красивым), есть смешные факты, есть куча интересных новостей и нет воды. Вообще.

Я узнала, что ребенок принимает активное участие в собственных родах. Уже с того момента, что именно мозг ребенка запускает процесс рождения. И если мозг недоразвит или болен, то роды будут проблемными. Поэтому, хотя некоторые матери корят себя за трудные роды, считая, что этим они вызвали нарушения развития ребенка — в большинстве случаев зависимость обратная.

Я узнала, что плод не чувствует боль где-то до 25ой-29ой недели. А различия на ЭЭГ между реакцией на прикосновение и реакцией на болевое раздражение от укола возникают лишь на 35ой-37ой неделях.

Я узнала, что есть заболевание под названием "синдром нарушения целостности восприятия собственного тела", он формируется в мозге плода в то же время, что и сексуальная ориентация и сексуальная идентичность (идентичность — это то, каким гендером мы себя ощущаем, и это не зависит от того, в каком теле мы рождаемся, ориентация — это то, кто нас привлекает, и это не зависит ни от нашего тела, ни от нашей идентичности) и выражается в том, что человек испытывает чувство, что какая-то конечность ему не принадлежит и мечтает от нее избавиться. Только ампутировав "лишнюю" конечность он начинает чувствовать себя полноценным. Так же как транс-идентичность, этот синдром не является выбором человека и не является болезнью, которую можно вылечить препаратами. Это изменения мозга во времена утробного развития. Deal with it.

Я узнала, что хотя в момент оплодотворения уже ясно, мальчик получится из плода или девочка (две XX-хромосомы = мальчик, ХУ-хромосомы = девочка), половые органы формируются лишь между 6ой и 12ой неделями, в зависимости от наличия или отсутствия тестостерона. Если (по любым причинам) тестостерона, например, слишком много в организме матери, то у ребенка вырастет пенис. Даже если по хромосомному набору этот ребенок — девочка. А если у ребенка синдром андрогенной нечувствительности, то он не воспринимает тестостерон, и тогда, будучи генетически мужчиной, его гениталии и мозг разовьются как у женщины. А у 2% населения вообще интерсексуальность, то есть половые признаки обоих полов или непонятно какого пола, например двухсантиметровый клитор. И это, как вы, должно быть, догадались, снова не их выбор и не ошибки в воспитании.

Я узнала, что мозг мальчиков и девочек с рождения отличается, например, тем, что уже на второй день после появления на свет девочки больше смотрят на лица, а мальчики на движущиеся объекты. Под мальчиками и девочками я подразумеваю гендерную идентичность, то есть то, каким полом ребенок будет себя ощущать, а не хромосомный набор и тем более не форму гениталий.

Я узнала, что один из Римских Пап, Иоанн VIII, был женщиной (и зачем Папам Римским нужно было кресло в форме унитаза).

Я узнала, что у подростков импульсивность поведения, оценка своих поступков только в краткосрочной перспективе, повышенный риск зависимостей, рост агрессивности и низкая контролируемость сексуальных порывов связаны с незрелостью префронтальной коры лобных долей больших полушарий головного мозга. Поэтому роль префронтальной коры (планирование, организация, установление моральных норм поведения) выполняют родители.

Я узнала различные стадии любви: 1) влюбленность; 2) сексуальное возбуждение; 3) партнерство, ориентированное на длительную связь; 4) материнское и отцовское поведение. Все они сопровождаются различными процессами в мозге. Дофамин, окситоцин, кортизол, сами знаете. А подстава в том, что префронтальная наша милая кора, способная оценить, насколько партнер нам подходит, включается только на третьей стадии. То есть, у некоторых на стадии развода.

Я узнала, что поскольку всему должно быть свое время и место, многие области нашего мозга заняты притормаживанием нашего сексуального поведения. Как правило, им это удается примерно 23 часа в сутки. А если вам это удается сильно меньше, то, возможно, у вас повреждение мозга.

Я узнала, что депрессия берется из комбинации различий в нашем генетическом фоне с факторами, под влиянием которых мы находились на ранней фазе развития в матке и младенческом возрасте. Мы реагируем на стресс тем, что активируем нервные клетки в гипоталамусе, они посылают спецгормон в гипофиз , а тот стимулирует надпочечники, выделяющие стресс-гормон кортизол. Но если стрессовая ось (гипоталамус-гипофиз-надпочечники) гиперактивна, то вызывать кортизол (и соответственно, лютый стресс, и, как итог, депрессию) будет вообще что угодно. Помимо этого известно, что женский гормон эстроген стимулирует стрессовую ось, в то время как тестостерон ее сдерживает. И это снова не выбор человека — быть таким трепетным.

Я узнала, что продолжительность жизни определяется двумя факторами: обменом веществ и величиной головного мозга. А не количеством спорта в вашей жизни.

Так что я пойду пожру, а вы купите-скачайте себе Свааба. Я пересказала примерно полкнижки очень широким пунктиром. И не буду спойлерить вам конец.