Подсмотренное в глубине ручья
«Перемена мест. Стихи и окрестности», Мария Юганова
Многие говорят, и это кажется мне совершенно справедливым, что никакой человек, пишущий стихи, — не поэт 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Он вот может быть, как Маша Юганова, художник, иллюстратор, книжный дизайнер, и вообще заниматься чем угодно и думать о чем угодно дни напролет. Но время от времени случайные вещи складываются для него таким образом, что будто бы в этом слышится голос некой далекой песни — обрывочный фрагмент без начала и конца. Каждый человек, пишущий стихи, по-своему работает с тем, что удалось таким образом расслышать или подглядеть. Маша вчера на презентации своей новой книги в «Додо» сказала, что она, в отличие от «нормальных поэтов», с этим не работает — дали подсмотреть за занавесочку, и спасибо большое. За занавесочкой — ночной ветер, теплый дождь и река, над которой носятся черные сумасшедшие птицы, и они дышат нам оттуда потаенной жизнью. Голос Маши подхватывает это дыхание и сливается с ним в общую песню.
На повороте обнаженной трассы
Остаться и навек забыть,
О том, что солнце разомкнуло пальцы
И целый лес поднялся на дыббы.
Остановиться и навек остаться,
В кармане куртки разбирая крошки.
Остаться здесь. И наконец забыть,
Как ты смеешься.
*
Море выносит камень
Оставляет его в песке
Камень кричит «мама»
На своем каменном языке
Стучит и пятится, боится остановиться
Огромная ночь в вышине молчит
Словно уснувшая на лету птица
Как опрокинутый синий кит.
*
Лучше уеду
к незнакомому деду.
Антропософу.
Чем глотать тут ночами кофе.
Пусть даже антропофагу —
подмосковному людоеду.
Хоть так проявлю отвагу.