Издательство Додо Пресс: издаем что хотим

Голос Омара

Аня Синяткина Постоянный букжокей чт, 30 июня

Три морали и еще одна

«Три сказки», Умберто Эко, Эудженио Карми

Сегодня будет эфир с картинками.

Есть такая сказка, а может, и не сказка... Подзаголовок у книжки такой: «Три истории, рассказанные Умберто Эко и проиллюстрированные Эуженио Карми — для детей, для взрослых, для всех, кто нуждается в сказках».

Придумывая сказки для детей, Эко считает необходимым не рисовать фантастические декорации иного мира, а быть предельно близким к реальности как она есть — как мы ее тут себе устроили. Первая сказка — рассказывает об атомах, которые так не хотели убивать людей, что выпрыгивали из атомных бомб.

Вторая сказка — о том, как три космонавта, русский, китаец и американец, которые терпеть друга не могли, прилетели на Марс, познакомились с марсианином и выяснили, что не только они втроем похожи друг на друга, хоть и говорят на разных языках, — но и марсианин не так уж от них отличается, ведь ему тоже может быть жалко птичку.

В третьей истории инопланетные Гномы Гну мягко отказываются от предложения принести им свет земной цивилизации, показывая землянам, что именно они собрались принести. Может, говорят, мы лучше сами к вам прилетим? Почистим планету от экологических отходов, там?

Эти три сказки — чудесные, гуманистические, против войны, ксенофобии и безответственного отношения к окружающей среде — в целом приглашают сразу думать и разговаривать с родителями по существу и о важном. Странно было бы ожидать меньшего от Эко. Но мне кажется, в книжке есть еще одна история, не менее важная, чем все то хорошее и нужное, что написано в ней буквами. А именно картинки Эудженио Карми. Они сделаны, с одной стороны, с полным пониманием формата детской книжки, для разглядывания детьми (что они, судя по отзывам, делают вполне увлеченно, радостно и с пониманием). А с другой — они сделаны современным художником, который осознает, что находится в контексте современного искусства. И ребенка вводит туда же — в мир, где «Черный квадрат» был уже 100 лет назад, где совсем другая визуальность и другое мышление об искусстве, чем условно «классические». А такое среди детских книжек, издающихся у нас, — громадная, экстраординарная редкость.