Издательство Додо Пресс: издаем что хотим

Голос Омара

Маня Борзенко Постоянный букжокей вт, 12 апреля

Рано или поздно, так или иначе

"Лучше поздно, чем никогда", Барбара Шер

Все дело в том, что я училка. И пусть пока что посторонние люди принимают меня за младшую сестру моих же учеников, но на самом деле я вполне чувствую себя старой каргой, люблю брюзжать про современную молодежь и вспоминать, как раньше трава была зеленее, а студенты учились еще до начала сессии. И мне страшно, разумеется. Во-1, потому что самые интересные и клевые люди вдруг оказались на полжизни меня младше. Во-2, потому что я начинаю замечать, что повторяю фразы и интонации этих отвратительных "взрослых", и становлюсь такой, какой я, следуя заветам Питера Пэна, клялась не становиться никогда.

Барбара Шер — мощный антидепрессант. Добрую треть книжки она рассуждает о биологии, о том, почему подростки бешеные и люди среднего возраста тоже переживают этот подростковый приступ безумия, кризис среднего возраста. Чего добивается от нас природа.

Она дает упражнения, помогающие понять, где мы находимся и каковы мы. Чего мы ожидали от себя в этом возрасте и как представляли возраст в целом. Она помогает разобраться, куда мы стремимся. И наконец рассказывает, как замедлить время, чтобы успеть достремиться =)

Барбара очень спокойно рассуждает о том, что люди среднего возраста больше не любимцы судьбы, и чувствуют себя как дети, у которых родились младшие братья-сестры. Ну, вы знаете. Маме больше нет до вас дела, "ты уже большой" и вот это все. И объясняет, почему это — самый кайф. Примерно потому, что нам уже не три, и мы знаем, как себя развлечь, если мама-природа отвернулась и стала донимать своими требованиями и ожиданиями теперь тех, кто поменьше.

В момент, когда волосы встают дыбом от облегчения, Барбара начинает разбивать иллюзии, стереотипы о кризисе средних лет.

И, как всегда, как во всех своих книгах, в последней части дает мощный пинок встать, взять постель свою и идти. Идти и делать то, что хотелось, но было страшно. Или казалось, что успеется. Или еще что-то.

Знаете, в Штатах многие пенсионеры снова идут в университеты. Времени ведь теперь навалом, общения хочется, любознательность никуда не девается, и наконец-то можно учиться тому, что интересно, а не тому, что перспективно или престижно.