Записки сумасшедшего (?) сказочника
"Вверх за тишиной", Георгий Балл
Совершенно ничего не знал про такого писателя, пока не прочел о нем в мемуарах Софьи Прокофьевой “Дорога памяти”. Там она пишет, что писатель был душевно болен и даже в “Кащенко” лечился (вероятно, от чего-то параноидально-маниакального). А также рассказывает про жестокую шутку, которую учинили над ним его друзья: поселили его в одиноко стоящем домике и ночью нашептывали-подвывали ему через дверь что-то пугающее, а потом и вовсе кто-то руку в дыру просунул, зловеще шевеля пальцами – тут и здоровая психика не справилась бы... Впрочем, стопроцентно доверять мемуаристке я б не стал (недаром она по основному жанровому роду деятельности – сказочница), и вспоминает она кое-что совсем не так, как оно было на самом деле – так уж случилось, что я был хорошо знаком с некотороми героями ее мемуаров. Ну да я ж не об этой книжке хотел поговорить, а о заинтересовавшем меня писателе...
Как выяснилось, Георгий Балл был в основном детским писателем (и сказочником, кстати, тоже), а взрослой прозы то ли написал, то ли опубликовал не так уж и много, и уже в постсоветские времена. За всю прозу не скажу – пойди найди ее всю, но в этом сборнике печальных рассказов сумасшествие автора вполне видимо – даже если не страдал он настоящим безумием, то уж запустить его на свои страницы никто автору помешать не мог... Грустные сказки для взрослых, с чудесами и необъяснимостями, с превращениями и толикой абсурда – можно с большой условностью и фантастикой бы назвать... Но, наверное, не стоит. Герои – бедные, бледные, ничтожные, те, кто по выражению автора “слабо пропечатался в жизни”, поначалу вызывают вопрос: да зачем про них таких еще и сказки сочинять – но как-то уж очень много в рассказах Балла неподдельной боли за этих маленьких нелепых человечков. Причем боли высокого поэтического уровня – многие коротенькие истории наполнены не только болью, но и сложнообъяснимой красотой-гармонией.
Так что советую погрустить, попечалиться... Если книжку найдете.