Издательство Додо Пресс: издаем что хотим

Голос Омара

Голос Омара Постоянный букжокей вс, 24 января

Романтический вкус — явление редкое

240 лет Эрнсту Теодору Амадею Гофману

Великий немецкий мифотворец, досконально переведенный на кучу языков, чьи сказки читаны до дыр с детства последние пару веков и визуализированы всеми мыслимыми и доступными технике способами, писал, как известно, еще и музыку и критические статьи о ней же, а также рисовал. Сегодня ему бы исполнилось 240 лет если бы жизнь его не была такой непростой (ну и если бы человечество научилось жить так долго прямо тогда же, в XIX веке).

Как сказочника Гофмана знают все, а как музыкального критика — не поголовно. Поэтому сегодня эфир о юбиляре будет с музыкальным креном. Вот фрагмент из его очерка о Пятой симфонии Бетховена (полный текст двух очерков Гофмана об инструментальной музыке см. на сайте beethoven.ru):

Романтический вкус явление редкое; еще реже романтический талант; поэтому так мало людей, способных играть на лире, звуки которой открывают полное чудес царство романтического.
Гайдн романтически изображает человеческое в обыденной жизни; он ближе, доступнее большинству.
Моцарта больше занимает сверхчеловеческое, чудесное, обитающее в глубине нашей души.
Музыка Бетховена движет рычагами страха, трепета, ужаса, скорби и пробуждает именно то бесконечное томление, в котором заключается сущность романтизма. Поэтому он чисто романтический композитор; не оттого ли ему меньше удается вокальная музыка, которая не допускает неясного томления, а передает лишь выражаемые словами эффекты, но отнюдь не то, что ощущается в царстве бесконечного?