Издательство Додо Пресс: издаем что хотим

Голос Омара

Маня Борзенко Постоянный букжокей вт, 12 января

Имеющие глаза

"Как люди видят", Митрич

Однажды я уже писала обзор на первую книгу Митрича "Как люди думают". Я считаю, что это абсолютный маст-рид для всех, кто считает, что он тоже думает. Это переход на новый уровень, даже если не делать всех-всех упражнений, концентрированный навык, впитываемый через страницы.

Ну, ничего не изменилось. Вторую книгу Митрича "Как люди видят" — очень стоит прочитать всем, обладающим даром видения, совершенно необходимо прочитать всем, кто пытается показать другим, что он видит, то есть художникам, фотографам и так далее.

Митрич не учит никаким диафрагмам-выдержкам-фотошопам.

Он исследует, Что из увиденного нам запоминается.

Как отличить достаточность от избыточности.

Какими средствами не пошло передать настроение.

Чем вкус отличается от стереотипов.

Как помочь людям забыть о камере.

Что важнее, фигура или фон.

Он пишет о физике и арифметике снимка.

О том, чем фотография отличается от живописи и как этим можно пользоваться.

О том, что автоматически привносит в фотографию наличие в ней человека. А двух? А трёх? В каких случаях лучше убрать из снимка всех, кроме одного?

И как сделать так, чтобы из сотен тысяч фотографий, что каждый день валятся на нас из любой щели в интернете, именно ваша фотография запомнилась.

Клятва Гиппократа для фотографа.

Я никогда не делал и впредь ни при каких обстоятельствах не сделаю фотографию обнаженной натуры, держащей в руках прозрачный сосуд.
Я также никогда не сделаю сам и не окажу в этом помощь другому, не поощрю словом, не похвалю и даже не буду обсуждать, даже не взгляну на фотографию яйца.
Я не буду фотографировать собаку, играющую с кошкой, и кошку, играющую с клубком ниток.
Не буду делать снимок винограда крупным планом так, чтобы ягоды выглядели размером с яблоко, и снимок яблока так, чтобы оно выглядело размером с арбуз.
Я не буду снимать кормящих матерей или старушек за вязанием в кресле-качалке и озаглавливать снимки «Закат жизни».
Я не буду делать фотографии симпатичных старых бродяг с безнадежно запутанными бакенбардами и блестящими носами.
Я не буду фотографировать девушек с Бали, несмотря на то что их бесстрашие перед камерой общеизвестно.
Я не буду делать фотографию обнаженной, которая в падающем сквозь венецианские жалюзи свете напоминает лежащего тигра.
Кроме того, я не буду фотографировать старые амбары Коннектикута (восхитительные текстуры дерева, выдержавшего шторм) или техасские кактусы, даже если там их называют «какти», или аборигена, карабкающегося на пальму, на Гаити.
Я не буду фотографировать бомжей из Бауэри, укрывшихся воскресным выпуском New York Times как одеялом, перед приклеенным на ограду постером с Марлен Дитрих.
Никогда я не сделаю фотографию толстушки на Кони Айленд «от живота», никогда больше.
Я никогда больше не сфотографирую гипсовый слепок с греческой статуи, или кочан капусты, разрубленный пополам, или листья салата с каплями росы.
Я никогда не сделаю снимок обнаженной на трамплине (даже вид сзади), или обнаженной, крутящей обруч, или обнаженной, обмазанной толстым слоем вазелина, чтобы дать ему название «Фарфор».
Я не стану называть фотографию маленького мальчика на фоне стены «Просто мальчик», а фотографию ребенка, обнимающего козленка, − «Два ребенка».
Я не буду фотографировать площадь Сан-Марко в Венеции сквозь решетку балкона Дворца дожей.
Я не буду фотографировать сцену родео, поместив камеру между задних ног волнующейся лошади.
И, в конце концов, если в силу обстоятельств я вынужден буду сфотографировать мексиканского ребенка в Мехико, я сгоню всех мух с его лица, прежде чем сделать снимок (несмотря на громыхание в небе над Мехико).
И я постараюсь никогда не фотографировать капризных детей.
Да и вообще, если мне удастся, я воздержусь от съемки любых кадров любого содержания, под каким бы то ни было предлогом.
1937