Издательство Додо Пресс: издаем что хотим

Голос Омара

Стас Жицкий Постоянный букжокей пн, 23 ноября

Бах! Бах! Бах! Пиу-пиу-пиу.

"Зимняя дорога", Леонид Юзефович, "В якутской тайге", Иван Строд

Леонид Юзефович написал историю противостояния белогвардейского военачальника Пепеляева и красногвардейского военачальника Строда в 20-е годы в Якутии. Написал, как обычно, тонко, деликатно, с очень аккуратно темперированными эмоциями – собственно, так, как и стоит, на мой взгляд, писать исторический, что называется, нон-фикшн. Не обременяя его эмоциями, а оставляя эмоции на усмотрение неглупого читателя (а хоть бы и глупого, но мы про него не будем думать). Предоставляя читателю факты, хорошо сложенные в композицию – да что там “в композицию” – в трагедию, конечно. Которая нам, обитателям европейской части бескрайней России, да к тому же России начала XXI века, без Юзефовича вряд ли была бы известна – а в таких подробностях – уж точно.

Автор неоднократно апеллирует к воспоминаниям одного из якутских дуэлянтов – Ивана Строда. И я не смог не отрыть любознательно эти воспоминания. К сожалению, первый, наиболее эмоциональный вариант, вышедший в начале 30-х, мне достать не удалось, и пришлось довольствоваться изданием 1961 года, уже немножечко откастрированным.

Это совершенно дикая книжка. Ни за что не назову ее хорошей (неважно по какому параметру – она плоха по всем параметрам, если воспринимать ее как литературу), но автор настолько полной грудью дышит страшным воздухом гражданской войны, что ее миазмы выдыхаются им обратно практически без изменений. Неумелая до комизма напыщенность слога, многое говорящая понимающему читателю про недоучившегося, недоросшего, несформировавшегося, но жутко пассионарного автора, попытки из рассказа о страшном сделать еще и рассказ как бы “красивый” – вот это вот все делает не книжку, нет, а тот кусок безжалостной войны живым, натуральным – и это-то и вызывает нелитературный ужас.

“Некоторые из них, настигнутые шальной певучей пулей, черным бугром падают на ледяную грудь озера”.

“Коротко подстриженные черные усы резко оттеняли бескровное, с энергичным подбородком лицо. Лет тридцати, хорошо сложенный, видимо отличный спортсмен, умирающий произвел на присутствующих сильное впечатление”.

“ – Кто идет?
Бах! Бах! Бах! – ответили выстелы.
Пиу-пиу-пиу – пропищали быстрые невидимые пули”.

Было бы оно смешно, если б оно было не про гражданскую войну, в которой совершенно одинаковые люди убивали друг друга.
Кстати, страна, за будущее которой (хоть и разное) воевали Пепеляев и Строд, убила их обоих. Оба были расстреляны в одном (1938-м) году.