Издательство Додо Пресс: издаем что хотим

Голос Омара

Голос Омара Постоянный букжокей вс, 22 ноября

Еще Мартин Лютер...

Предъярмарочный эфир

В ближайшую среду стартует любимейшая, лучшая в России книжная ярмарка NonFiction — в семнадцатый раз. Эта читательско-издательская вакханалия, происходящая по традиции в ЦДХ на Крымском валу, длится пять дней, и всякий раз это событие и восторг для всех влюбленных в буквы и их сочетания. В этом году фокус ярмарки — на испаноязычной литературе.

Понятно, что NonFiction — сравнительно юная и, конечно, не самая грандиозная по масштабам международная книжная ярмарка (что не умаляет нашей с вами к ней любви). И, в отличие от большинства европейских ярмарок, эта — не только В-2-В, но и, в основном, B-2-C, т.е. книгоиздатели — читатели, а не исключительно книгоиздатели — книготорговцы — литературные агенты. Крупнейшая в мире ярмарка для читателей в смысле посещаемости — Калькуттская (Колкатская), которой на следующий год исполнится 40 лет.

Однако этот эфир мы посвящаем старейшей (судя по всему) книжной ярмарке на свете, хоть она преимущественно деловая, то есть не для читателей, а для цеховых умельцев книжного рынка. Речь о Франкфуртской книжной ярмарке.

Франкфуртская книжная ярмарка стала одним из важнейших событий книжного мира уже к 1569 году, на ней встречались почти сто книгопечатников со всей Германии, Швейцарии, Франции, Италии и Нидерландов. Город обеспечивал участников местами для встреч и складским пространством (книги, не распроданные на ярмарке, оставались на хранение до следующего раза). Изначально ФКЯ проходила дважды в год, весной и осенью, ныне — раз в год, в середине октября.

Сведений об истории ФКЯ сохранилось предостаточно. Первые книгопечатники ради продаж на этой легендарной ярмарке были готовы на многое. К примеру, в 1534 году женевский печатник Кристоф Фрошауэр (ок. 1490 1564) привез на ФКЯ 2000 экземпляров одного из первых атласов мира, в которых уже были карты обеих Америк, "Epitome trium terrae partium" Иоахима Вадиана (14841551). К 1574 г., по словам французского книгопечатника Анри Эстьенна (ок. 15281598), Франкфуртская ярмарка стала "la nouvelle Athenes" (новыми Афинами). Каталоги книг, выставленных на продажу, печатались с 1590 г. вплоть до конца XIX века, и по сохранившимся экземплярам можно в подробностях судить о диапазоне книг, печатавшихся в Европе того времени.

За свою более чем пятисотлетнюю историю ФКЯ переживала и трудные времена. Например, в 1579 г. император Священной Римской империи Рудольф II (15521612), невзирая на свободное хождение протестантских и католических изданий в первое столетие после Гутенберга, ввел цензуру на выставляемые книги, и многие книгопечатники и торговцы переместились в Лейпциг.

А вот что писал в 1998 г. о своем посещении ФКЯ Ралф Милтон в книге "Ангелы в красных подтяжках":

"Издатели слишком много курят, немцы тоже много курят, а немецкие издатели вообще кислорода не нюхали. Ярмарка потрясает и удушает самими разными способами.

Устроители говорят, что она — старейшая. Все так: мой друг-историк Джералд Хоббз утверждает, что про нее писал еще Мартин Лютер.

Крупнейшая? Ну, я не в силах вообразить ничего масштабнее. Представьте залу размером с футбольное поле. Ряды и ряды стендов. Теперь представьте три этажа футбольных полей. И четыре здания в три этажа футбольных полей. Лес книг, буквально. Вот что такое Франкфуртская ярмарка".


По материалам книг:

The Book in Society: An Introduction to Print Culture, by Solveig Robinson, 2013 by Broadview Press
Angels in Red Suspenders: An Unconventional and Humorous Approach to Spirituality, by Ralph Milton, 1998 by Northstone Publishing