Издательство Додо Пресс: издаем что хотим

Голос Омара

Стас Жицкий Постоянный букжокей пн, 16 ноября

Вольно-поэтические декорации

"Обрезание пасынков", Бахыт Кенжеев

Прозаик Кенжеев значительно меньше известен (и, наверное, читаем), нежели Кенжеев-поэт. Вероятно, отчасти по причине своей прозаической неплодовитости: роман этот – лишь второй из мне известных; и первый – «Золото гоблинов» – был хорош, а этот так просто прекрасен. На мой скромный взгляд несправедливо обходить пусть и запоздалым вниманием такую отдельную, сильную, настоящую прозу: что ж получается, отборность текста и малочисленность книг – веская причина для незамечания?.. Конечно, читатель, привыкший к незатейливости массовой недолитературы, роман Кенжеева читать не станет (сложновато ему, бедному), но даже читатель средней готовности и прочтет, и прочувствует, и насладится.

Жанр определен автором как «вольный роман» – то есть, на первый взгляд он такой якобы деструктурированный, состоящий из перебивающих друг друга рассказов, взаимосвязь которых сходу не вычитывается, но проявляется постепенно. Стили перетасованы, переключаться быстро не получается, зато получается призадуматься при переключении.

Сюжет – судьба семьи. Судьба поэта. Судьба Мандельштама (что не так заметно, но при вдумчивом вчитывании легко определимо тем самым не самым тупым читателем). Не побоюсь этого определения, даже судьба страны.

Качество слова – отменное. Впрочем, это я уже повторяюсь… Впрочем, не грех и повториться. Проза, написанная поэтами, зачастую бывает перегруженной, с чрезмерно тщательно подобранным камуфляжем смысла, а тут – совсем этого нет. Нет излишнего внимания к украшениям, но честные, непроизвольные украшения, конечно, имеются. И они уместно и в хорошем смысле декорируют страшную, трагическую суть. Она от этого становится только страшней и трагичней.