Издательство Додо Пресс: издаем что хотим

Голос Омара

Стас Жицкий Постоянный букжокей пн, 26 октября

Многие сгорели

"Большие пожары. Роман 25 писателей"

Неудивительно бесплодная (по расценкам сильновысокой прозы), но презабавнейшая была затея – и совершенно в духе кипучего экспериментального времени. Концепция принадлежала Михаилу Кольцову, место ее реализации – журнал “Огонек”, главредом которого он тогда был. Двадцать пять (в 1927 году известных или как минимум становящихся известными) советских писателей попытались (как мне кажется, сильно не напрягаясь, а, наоборот, оттягиваясь) соорудить то ли детектив, то ли… вот прямо даже не знаю что: комплект бытовых зарисовок? артстилистический проект? более-менее идеологически выверенное буриме? Участники, которых кто-то и сегодня помнит – Александр Грин, Исаак Бабель, Алексей Толстой, Михаил Зощенко, Вениамин Каверин...

Употреблять это как единое литературное произведение совершенно невозможно (энтузиастично готовым к новаторству во всем, включая художественное слово, читателям “Огонька”, наверное, было попроще – к тому ж они успевали сделать паузу до получения нового номера журнала) – о характерах героев авторы явно не договорились, смысл их поступков (и социальной ответственности) размыт, место действия меняет свою географическую привязку, а действия – свои логические оправдания, интрига запутывается так, что ее перестаешь отслеживать после второй-третьей перемены автора, о едином стиле повествования и говорить не стоит… Но – интересно! Интересно, как выбирались из сюжетных тупиков-подстав тогдашние молодые корифеи, интересно, как колбасило по их воле сюжет (и персонажей), и, в общем-то, даже то дико интересно, что ни фига из этого не получилось.

И дико страшно сегодня читать биографические справки про авторов. Из 25 человек 6 человек были уничтожены чудовищно-привычным для того времени образом.