Не стихи
Дню рождения Михаила Алексеевича Кузмина
Зеркало дев (Вежливость некстати)
Кабаретная эфемерида
1915 год
Лица: Зельма, спящая красавица. Её подруги. Алишар, принц. Зебун, влюблённый педант. Его ученики.Зеркало.
Зал спящих дев. Посреди колодец. Все спят в разных позах. В задёрнутом алькове спит Зельма.
Явление первое
Входит усталый Алишар. Садится на ступени колодца. Озирается.
Алишар: Вот, по-видимому, это и есть жилище волшебных дев. Интересно знать, где же Зельма. (Озирается). Однако здесь все очень крепко спят, даже собаки на дворе и поварята с соусниками. Наверно, Зельма в алькове. (Открывает занавес). О! (Целует ей руку). Но и она спит. (Пробует её разбудить). Голоса: Кто, всё презрев, Зеркало дев Добудет, Тот лишь от грёз Розу из роз Пробудит. Алишар: Зеркало дев? Где же его добыть? Лучше попробую ещё пощекотать. (Щекочет).
Зельма во сне хохочет, но не просыпается.
Ну, ну, ещё немножечко.Входит педант в сопровождении учеников.
Зебун: Отлично. Теперь за дело.Вновь раздаются голоса.
Видите, я ещё не приступил к заклинаниям, а уже мне даются указания, как поступать. Теперь узнаем, где находится искомый предмет. (Бормочет).Ученики делают странные телодвижения.
Зебун и хор учеников: Раз, два, три, четыре, Меня грамоте учили. Не писать, не читать, Только по полу скакать. Где ты, " зеркало дев"? Зеркало (тоненьким голоском из колодца): Здесь!Зебун нараспев цитирует стихотворение Ф. Б. Миллера, ученики повторяют за ним хором.
Зебун (поёт): Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять и т. д. Где ты, зеркало дев? Зеркало: Здесь, в колодце. Зебун: Дети мои, опустите меня в колодец. (Садится в бадью).Его опускают.
Голоса за сценой: Кто, всё презрев, и т. д. Зебун (из колодца): Есть! Нашёл зеркальце. Тащите меня обратно!По мере того, как его тащат, всё светлеет, оживает. Девы танцуют медленный танец. Показываются голова Зебуна и его рука с зеркалом. Альков отдёргивается. Зельма просыпается и целует Алишара.
Зельма (не открывая глаз): Милый, как зовут тебя? Алишар: Алишар. Зельма: Алишар, я люблю тебя, ждала, но не имею права просыпаться. Алишар: Может быть, вы побеседуете со мной, не открывая глаз? Я и на это согласен. Зельма: Нет, я не могу. Но потерпи, не исключено, зеркало скоро найдётся. Алишар: Чёрт бы его побрал, это зеркало.Зельма засыпает.
Голоса за сценой: Кто, всё презрев, и т. д. Алишар: Зельма, милая Зельма! Не слышит. Ну, что ж? Только и остаётся, что в ожидании самому заснуть рядом с нею. (Задёргивает альков).
Явление второе
Комический выход педанта с учениками. Марш. Ученики оглядывают спящих дев.
Зебун: Вот, кажется, мы и пришли. Вы знаете законы физики, химии и механники, азбуку, письмо и Коран. Но что важнее всего, особенно в дамском обществе? Ученики (хором): Хорошие манеры. Зебун: Когда учитель говорит, что ученики должны делать? Ученики: Слушать. Зебу: Когда учитель ест, что ученики должны делать? Ученики: Смотреть и быть сытыми. Зебун: Когда учитель чихает, что ученики должны делать? Ученики: Поднять руки в знак почтения и сказать: " Будьте здоровы". Зебун: Да тут уж есть другой мужчина! Измена! (Чихает). Ученики (поднимая руки так, что бадья опять проваливается в колодец): Будьте здоровы!
Общий танец.
На этом рукопись обрывается.