Издательство Додо Пресс: издаем что хотим

Голос Омара

Маня Борзенко Постоянный букжокей вт, 29 сентября

Just do it

"Литературный мастер-класс", Юрген Вольф

Ещё один задачник для тех, кому письменность упёрлась, и кто не мыслит свободу самовыражения без эпистолярности.

Очень чёткая структура книжки, маленькие главы, прямая речь классиков и современников, и непременный раздел "к делу!" в конце каждого подпункта. По бокам прилеплены картинки авторов и в двух словах напоминается, чем они известны, в конце книжки даётся ещё чуть-чуть забавного из их биографий и чуть подробнее о творчестве.

Полагаю, что можно это всё просто прочитать, самообразоваться и дальше воспринимать книжки больше как критик, с пониманием дела, недочётов содержания художки и косяков развития характеров персонажей, но я, конечно, строчу и строчу, перечитываю свои заметки, переделываю отрывки и всячески кайфую. И недоумеваю, почему в школе этому не чат, а то бы мы все выходили из девятого класса с несколькими готовыми произведениями, а в 11ом уже бы смело издавались.

Нет, серьёзно.

Серьёзно.

Я даже не знаю, как можно рекламировать задачник, но он очень крут. Его приятно читать и по нему легко работать.

Книга разбита на шесть частей:

1. Как обрести вдохновение — тут рассказывают про чужие примеры, про воспоминания и страхи, про использование снов и как прорастить пришедшую в голову идею.

2. Про героев — откуда их взять, как сделать их жизнеспособными, кто вообще кем управляет — автор героями, или они автором, как научить героя говорить, что ему вообще нужно, как ввести героя в имеющееся пространство (или же образовать декорации вокруг персонажа).

3. Про структуру — от какого лица говорить и в чём разница, планировать ли сюжет или ну нафиг, сам склеится, в чём конфликт, что должно быть в первом действии и что во втором, в чём проблема середины, где искать косяк неудачного финала (конечно, не в финале), нужна ли произведению тема и как это всё редактировать.

4. Как обрести свой стиль — как сделать так, чтобы читатели читали то, что вы пишете, а не что-то своё, откуда взять выразительность, какие слова нужные, а какие нет, и прочая дьявольщина в деталях.

5. О процессе творчества — какие у кого места работы, талисманы, откуда берут уверенность в себе, как максимально незаметно убить критикующих, и как выкарабкаться из творческого ступора.

6. О писательской жизни вообще — как оно =) Как устранить мешающих работать, какой самый удобный режим дня, откуда брать деньги, и так далее...

Всем цитат:

Джек Керуак составил местами загадочный список «Постулаты и техника для прозы и жизни», где приведены рекомендации для тех, кто хочет вести жизнь писателя:

Исписанные тайные блокноты и безумные тексты на печатной машинке —
для собственного удовольствия
Восприимчивость ко всему, открытость, умение слушать
Попытайся не напиваться вне собственного дома
Люби свою жизнь
Твои чувства всегда найдут собственную форму
Безумная и святая глупость мысли
Дыши глубже
Пиши все что хочешь, слушай самые глубины разума
Неизреченные видения личности
Нет времени для поэзии, пиши то, что есть
В груди бушуют настоящие судороги
Впав в транс, думай только о том, что перед тобой
Забудь о рамках грамматики, орфографии и синтаксиса
Будь, как Пруст, испорченным ребенком своего времени
Рассказывать подлинную историю мира во внутреннем монологе
Главный интерес — в глазу внутри глаза
Пиши, вспоминая себя и восхищаясь собой
Пиши ярко и выразительно, плавая в море языка
Всегда принимай поражения
Верь в святой контур жизни
Пытайся запечатлеть поток, который уже бушует в голове
Когда останавливаешься, думай не о словах, а о том, чтобы лучше увидеть картину
Записывай каждый день, запечатлевай его с самого утра. Не бойся и не стыдись своего опыта, языка и познаний
Пиши для мира и создавай его точные картины
Книга-фильм — это кино, созданное словами, чисто американская визуальная форма
Во славу Героя в Холоде нечеловеческого Одиночества
Создавать дикие, неупорядоченные, чистые слова, идущие снизу, чем безумнее, тем лучше
Ты всегда гений
Сценарист и режиссер земных фильмов при участии и поддержке рая

Напоследок я оставил знаменитый совет Уильяма Фолкнера по поводу того, что литература должна стать жизненным приоритетом. Этот совет много лет оспаривается и уж точно не для слабых духом:

«На кон ставится все — честь, гордость, достоинство... лишь бы книга была написана. Если писателю понадобится ограбить собственную мать, он не станет колебаться: «Ода греческой вазе» стоит тысячи старушек».


К ДЕЛУ. Решите, что вам нужно предпринять, чтобы подстегнуть собственный энтузиазм, или больше жить сегодняшним днем, или более безжалостно изыскивать время для того, чтобы писать, даже если это значит отказаться от чего-то другого.

Начинайте внедрять эти изменения постепенно.

Вскоре вы увидите все радости и недостатки жизни писателя. Кто-то в итоге начнет вести жизнь писателя-профессионала, кто-то предпочтет оставить литературу в качестве хобби, а кто-то вообще бросит писательство. Правильного варианта не существует: есть только тот, что подходит именно для вас.