Издательство Додо Пресс: издаем что хотим

Голос Омара

Маня Борзенко Постоянный букжокей вт, 8 сентября

Литература была бы совсем неплохим занятием, если бы не нужно было писать. (К.И. Гальчиньский)

"Писать профессионально", Хиллари Реттиг

Ну во-1, писателями здесь называют всех, кто пишет. И романистов, и писателей рассказов, и блогеров, и аспирантов. Даже если вы ещё ничего не написали, но хотели бы — всё, вы писатель, столкнувшийся с типичной проблемой — писательским блоком, прокрастинацией и перфекционизмом.

Во-2, если вы думаете, что столкнулись с ленью и бесталанностью — вы не правы с ними столкнулась я. Если начать думать о том, почему мы ленимся, выяснится, что все проблемы можно поделить на 11 категорий:
— трудности и чувства, связанные с проектом. Вы от него устали, запутались...
— боязнь провала или успеха. Если вас не напечатают, вы расстроитесь, а если напечатают, вам все начнут завидовать или что-то требовать.
— нехватка ресурсов. Тормозящий комп. Не хватает нужной информации.
— недостатки обстановки. Неудобный стул или стол. За окном постоянно шум.
— трудности на рабочем месте (для штатных писателей)
— проблемы с руководителем (для штатных писателей)
— конкурирующие задачи. Другие хобби, "нормальная" работа, маленькие дети и голодный муж.
— эмоциональные отвлекающие факторы. Грусть, страх, счастье...
— физические отвлекающие факторы. Вы устали, больны, голодны...
— геополитические проблемы. А где-то давят танками сыр.
— познавательные трудности. У вас СДВГ, депрессия, тревожность...

К счастью, эти проблемы испытывают все. То есть, давно известно, что справиться с ними можно.

Хиллари Реттиг пишет, что в жизни старается не использовать слово "перфекционист", потому что оно звучит, как ярлык.

Речь о человеке, который придерживается нереалистичных представлений об успехе и яростно ругающий себя за провалы, придающий большое значение результаты, ориентирующийся на то, что подумают другие и в значительной степени отождествляющий себя со своей работой. Мы ставим перед собой нереальные цели и безжалостно критикуем, когда достичь их не получается. Ко всему прочему, мы обладаем манией величия. Мы уверены, что писать — легко! Просто у нас почему-то не получается делать это так непринуждённо, как хотелось бы, значит мы — тупые уроды.

Как говорил Ред Смит: "Писать легко. Нужно лишь сесть за печатную машинку и вскрыть себе вену".

Как советовал Джин Фоулер "...сидеть, уставившись в чистый лист бумаги, пока на лбу не проступят капли крови".

Что может быть легче, да?))

А ведь перфекционисты даже не догадываются, что их проблема в мании величия, а не в низкой самооценке. На самом деле мы не берёмся за перо не из-за страданий о своём несовершенстве, а оттого, что не готовы относиться к писательству, как к ремеслу, как к труду.

"Не ждите прихода музы... У неё не стучащие столы мира спиритов, а обычная работа, такая же, как прокладка труб или перегонка тяжелых грузовиков. Ваша работа — довести до её сведения, что вы находитесь там-то и там-то с девяти до полудня или с семи до трёх". Стивен Кинг

Собственно, на перфекционизм Реттиг валит все психологические ступоры. Поэтому подробно разбирает разные виды перфекционизма, откуда у них корни растут, когда какие проявляются, и как выражаются. И даёт рецепты, как с ним бороться:

1. рассматривать свои проблемы из позиции дружелюбной объективности, а не деспотичных самообвинений;
2. вознаграждать себя за успехи (осязаемой наградой или празднованием);
3. развивать способность писать без страха при помощи упражнений с таймером;
4. переключаться между проектами при возникновении временных труднопреодолимых препятствий;
5. вести образ жизни, помогающий писателю (про это ещё будет);
6. не гнушаться поддержкой близких или далёких.

С физическими ступорами легче:

если вы хотите пробежать марафон, что вам нужно из ресурсов? Да дофига всего!

Материальные ресурсы: обувь и одежда для бега, резинка для волос, вода, место для тренировок, надлежащее питание, план тренировок, пульсометр...
Психологические ресурсы: намерение, сосредоточенность, способность преодолевать сопротивление, умение восстанавливать душевные силы, упорство, навык анализировать и улучшать свои показатели...
Поддерживающие: поддержка семьи, друзей, коллег; наставник (тренер), единомышленник, поддержка зрителей, специалисты в области питания, медицины и т.д.

Для писательства нужно не меньше. Составьте свой список необходимого. Нужны ли вам много ручек? Компьютер? Программа, блокирующая выход в соцсети? Лист ватмана, чтобы рисовать карту местности? Цветные карандаши? Отдельный офис? Где вы можете раздобыть достаточно информации? Откуда вы возьмёте поддержку?

И главный ресурс — время.

Стоит обзавестись кабинетом и удобным стулом, как оказывается, что времени нету. В сутках всего 24 часа, мы это знаем давно, и знание никак не помогает. Помогает вот что:

— исходить из того, что вы — писатель, а значит, всё равно Будете Писать.
— составить список дел, которые вы можете делегировать или вообще отказаться от них. Таки отказаться. И таки делегировать.
— составить список дел, от которых вы не хотите отказываться (работа, само писательство, отношения с супругом, детьми, друзьями, хобби, физическая активность...), нарисовать, сколько часов вы хотите уделять каждому этому делу. с учётом того, что если вы спите по 7 часов в сутки, то у вас остаётся 119 активных часов в неделю.
— включайте в список только то, что вы реально делаете. если вы пишите, что будете два часа в неделю делать маски для ног, а на деле не делали их уже сто лет, то вычеркните эту графу. Иначе выйдет, что вы вместо ухода за собой просто висните в соцсетях. Зато лучше сразу включить пункт отдыха в соцсетях и игр на телефоне. По часу в день. Но Не Больше!

И помните, что вы совершенствуетесь только в том, что делаете регулярно. Если вы делаете зарядку раз в месяц, то толку от неё не будет, давайте тогда сразу честно откажемся от этого пункта.

Поскребли по сусекам и набрали ресурсов физических, психологических и временных? Что же делать дальше? Как оптимизировать писательский процесс?

1. Использовать принцип фрирайтинга. Пишите не думая и не исправляя. А когда не будет писаться, тогда будете редактировать. Зачастую непрерывные исправления — это хитрых способ прокрастинации. Пишите новый вариант сцены, если у вас не идёт нынешний. Не пытайтесь переделать, делайте новое!
2. Пишите не по порядку. Сперва можно написать самые простые сцены. А за сложные возьмётесь позже, когда наберётесь больше сил и умений — которые придут как раз в процессе работы над простыми сценами.
3. В случае ступора проверьте, продолжает ли вас устраивать сюжет вашей задумки.
4. Пишите в обратном порядке. Иначе весь запал уйдёт на начало, и конец получится тухлый.
5. Чаще показывайте свою работу, читайте её вслух. Дружелюбному энтузиасту. Он будет подмечать нестыковки, но не будет бить вас ногами.
6. Учитесь писать на ходу. 15 минут в очереди в поликлинику могут позволить вам отредактировать главу, если она у вас с собой. Значит, у вас всегда должно быть с собой что-то, над чем можно недолго поработать.
7. Не забывайте о перерывах!