Издательство Додо Пресс: издаем что хотим

Голос Омара

Маня Борзенко Постоянный букжокей вт, 18 августа

Я не трус, но я боюсь

"Как победить страх. 12 демонов на пути к свободе, счастью и творчеству", Ольга Соломатина

Ольга Соломатина (но вообще-то Зигмунд Фрейд) разделяет страх на два состояния:

1. страх реальной или предполагаемой опасности, то есть старости, болезни, несчастного случая, темноты, ядовитых змей;

2. страх-тоска или тревога — чувство без определённой причины или пугающего объекта.

Реальный страх — штука довольно полезная. Психоаналитики пришли к выводу, что любой страх — это в конечном итоге страх смерти. То есть если мы боимся остаться без работы, то на самом же деле мы не хотим остаться без денег, еды и умереть от голода.

А вот страх-тоска — сплошная засада, потому что не ясно, что с ним делать, откуда он берётся и на что направлен.

Есть мнение, что страх-тоска сигнализирует о каких-то нереализованных желаниях.

В первой главе нам даются упражнения, чтобы сообразить, чего боимся лично мы.

А в следующих главах Ольга перечисляет 12 самых типичных общечеловеческих страхов и рассказывает, как их разгромить.

Первый демон — страх перемен.

Тут важно проследить, подталкивает ли к изменениям внешняя среда или появилось такое внутреннее желание (выражаемое той самой тоской и тревогой). С внешней средой самое простое, то есть сложное: куда-то деться сложно, если вы, например, выпускаетесь из школы. Или вас департируют из страны. А со внутренним желанием внезапно сложно, потому что колется больше, чем хочется. И зачастую это желание даже сложно осознать. Потому что ещё и страшно.

Второй демон — страх сказать правду.

Удивительное и переворачивающее мозг для меня тут оказалось то, что жаление соврать — это желание изменить ситуацию.

Третий демон — страх не отличить свои желания от навязанных.

Тут самый ужас в том, что действительно сложно сообразить, является ли ваше поведение вашим глубинным желанием или вы просто привыкли так делать и слушаетесь звучащих в голове голосов мамы и учителей, командующих, как поступают хорошие девочки и ответственные граждане.

Впрочем, третьему демону сопутствует демонёнок - стыд. Если при мысли о каком-то своём не исполненном желании вас накрывает жгучей волной стыда — это вы хотите, а не общество, ага.

Четвёртый демон — страх одиночества.

Не одиночества-уединения, а одиночества-отверженности.

Пятый демон — страх конфликта с социумом.

Нейроучёные заметили, что при страхе быть отвергнутыми обществом, у нас в голове активизируются те же области, которые отвечают за восприятие физической боли. То есть фразы вроде "его слова были для меня как пощечина" — это не преувеличение.

А общество отвергает нас тогда, когда мы не соответствуем его ожиданиям. А где найти ожидания общества? Да например, в пословицах и поговорках. Или в том, что "каждому очевидно", например, что надо закончить школу, поступить в вуз, скорее родить ребёнка (девочкам. Мальчикам это почему-то не обязательно. Почему? Как почему. Ну, это же очевидно), работать пять дней в неделю и быть патриотом. И что старшие всегда правы, к ним надо прислушиваться.

Шестой демон — "завтра". Прокрастинация.

Простое упражнение — пару дней записывать все занятия, на которые уходит больше, чем полчаса. И исходя из этого определить, "кто мы". Ой-ёй, какие странные результаты выходят...

Седьмой демон — "я не могу себе это позволить".

Сущий демон наше желание капитализировать всё на свете и непременно зарабатывать на каждом хобби. Нам мало заниматься декупажем или вязанием, если поделки не продаются, мы стыдимся тратить время на рисование или пение, если не собираемся стать художниками или музыкантами. Как так — работать на работе, а в остальное время просто радоваться? Неееет, мы хотим, чтобы наши увлечения непременно приносили доход и славу, а признаться, что это только для нас — почти невыносимо.

Восьмой демон — страх разочаровать близких.

И это дело серьёзное, если вы в отношениях. И, например, вы кормилец семьи и вдруг сообщаете жене и детям, что бросаете работу и уезжаете медитировать на солнечные блики на спинах выпрыгивающего из воды лосося. Конечно, круто, что вы решили, как реализоваться, но у вас есть некоторые обязательства перед близкими.

Другое дело, что вы вовсе не обязаны быть балериной, потому что мама так об этом мечтала и таскала вас на уйму занятий по растяжке и танцам, от которых вас всегда тошнило. Вот уж это её проблемы.

Девятый демон — страх бедности.

Это тема болезненная и отчасти неприличная. И мы все и так знаем, что делать, чтобы побороть страх бедности: тратить меньше, чем зарабатываем, откладывать не меньше 10% от дохода, не влезать в долги, превращать пассивы в активы. Но почему у кого-то получается так жить, а у кого-то, как ни бейся — нет? Есть мнение, что дело в семейной истории. Например, потомки переживших голодомор склонны разумнее выстраивать свои пищевые привычки и меньше выкидывать еду. Например, если ваших предков раскулачили, у вас может быть подсознательно впитанный опыт, что быть богатым — опасно. Если выписать финансовую историю вашей семьи (откуда к ним приходили деньги, как они распоряжались имуществом и что из этого вышло), то могут внезапно открыться какие-то закономерности и в вашем поведении.

Десятый демон — "всё или ничего".

Наш дорогой перфекционизм. Ведь стыдно заниматься публичными выступлениями, когда тебе далеко до Стива Джобса. Неловко браться за перо, когда ты явно не Джоанн Роулинг, и к вящему своему стыду даже не Дарья какая-нибудь Донцова. Да ну нафиг, честное слово, ещё позориться... И, опять же, ведь все в курсе, что для того, чтобы овладеть каким-либо занятием в некотором приближении к совершенству, надо потратить на него десять тысяч часов. Это значит, десять тысяч часов очень корявых танцев со слезами на глазах. Но без этого начала не получится не только стать крайним слева лебедем на сцене Большого Театра, но и даже на выпускном или во время свадебного танца себя почувствовать более-менее сносно. Впрочем, я слышала про рецепт "делать плохие наброски". Начинающие художники, которым нужно набивать руку, ставят перед собой задачу делать 20 плохих набросков в день, и это здорово помогает не оценивать свои труды сразу в сравнении с да Винчи.

Одиннадцатый демон — страх поражения и боязнь успеха.

Про страх поражения говорить скучно, расскажу про боязнь успеха. Казалось бы, чего его бояться. Но если вдруг вы перед важным выступлением раз за разом заболеваете, стоит проанализировать, какие плюсы принесёт вам отсутствие изменения к лучшему. Например, вам не станут и завидовать. Или осуждать ваш способ добиться успеха. У вас останется больше времени на частную жизнь. У вас не прибавится ответственности. Наконец, психотерапевт А.А. Шутценбергер, посвятившая всю свою жизнь изучению взаимоотношений в поколениях различных семей, говорит, что более вероятна успешная учёба ребёнка из профессорской семьи, чем из малообразованной, пусть и очень любящей и поддерживающей семьи, даже если дети изначально одинаковых умственных способностей. Она считает, что причина в том, что отрок из малообразованной семьи получением образования как бы "предаст" родню и их социальный статус и образ жизни.

Двенадцатый демон — страх, что не хватит времени.

Времени не хватает никому. Даже тем, кому вдруг хватает денег — хотелось бы ещё пару запасных жизней, чтобы успеть позаниматься всеми интересными делами. Но откуда же взять это время? Представьте, что вас родился ребёнок. Ну-ка? Получится уходить с работы вовремя, а не засиживаться допоздна? Удастся выкраивать время на его каникулах? Сможете почитать ему на ночь сказку полчасика?

Конечно, вряд ли можно организовать свою жизнь так (не увольняясь с работы и не разрывая отношений с партнёром и семьёй), чтобы удалось сколь угодно тщательно предаваться изучением всех увлекательных занятий. Но на важный, любимый проект можно выкроить время всегда. Так же как и на младенца.

Сомерсета Моэма однажды спросили, как он пишет: по графику или по вдохновению. "Я пишу только тогда, когда приходит вдохновение, — ответил писатель. — По счастью, оно приходит каждое утро, ровно в девять часов". Музы любят дисциплинированных. Чтобы найти время, нужно начать что-то делать, и делать это регулярно, иначе это воистину пустая трата времени.

Заодно лучше закладывать на выполнение вашего проекта вдвое больше времени и прочих ресурсов, чем вы предполагали изначально. Как и в ситуации с ремонтом.

И не бойтесь просить о помощи.