Издательство Додо Пресс: издаем что хотим

Голос Омара

Стас Жицкий Постоянный букжокей пн, 10 августа

Офигительное пятикнижие

"Исход", Леон Юрис

Эта обширнейшая, подробнейшая и увлекательнейшая эпопея про то, как получился Израиль, была написана американцем в 1958 году и почти мгновенно переведена на бешеное количество языков – а на русский, да так, чтоб еще стать доступной большому количеству читателей – как обычно, сильно позже. Если верить Википедии, то первый русский перевод был малотиражно опубликован в 1973 году в Иерусалиме, а нормально-человеческим тиражом книга Юриса вышла в России только лишь в 1994-м, но я, увы, не помню, чтобы это второе издание, уже вполне неподпольное, продававшееся в магазинах, чего-то там взорвало, а жаль: я, если верить моей слабеющей памяти, тогда прямо вот носился с этим двухтомником (а формально – пятикнижником), всем его подсовывая и приговаривая: “Ну прочти же, это ж офигительно!”

Офигительность данной толстенной книги – в том, что она одиссее-гомероподобна (ну, или война-и-миропохожа) и почти так же рассказывает тому читателю, который согласен заворожиться, про эпохальные события – на примере многих судеб; в том, что она информативна (я отнюдь не историк, но серьезных возражений супротив версии Юриса не встречал, а историю возникновения Израиля не проходят в тутошних школах, что, по-моему, зря – вне зависимости от конфессии и национальности изучающего, потому что это пример и небывалого героизма, и невероятного чуда); в том, что она затягивает покруче “Войны и мира”, потому что там бодрее повествование; в том, что она легкочитаемей, потому что в ней нет бесконечных диалогов ни на идиш, ни на иврите со сносками.

Главный герой – еврейский практически Супермен, когда надо – дипломат, если требуется – то и немного мошенник, по обстоятельствам – то боевик, то шпион, то нежный романтик, то безжалостный солдат, то интриган, то политик (что, впрочем – одно и то же). Но, кроме шуток, настоящий герой – в героическом, а не литературном смысле.

Почему-то мне кажется, что у этой книги есть большой воспитательный потенциал, который, скорее всего, не будет повсеместно использован: с чего бы это – учиться у евреев, да еще и живших три четверти века назад? Но, если даже ее никогда не вставят в школьную программу – вы подсуньте ее своим более-менее взрослым детям. Уверяю, что не все они по прочтении станут сионистами – а если и станут – так и что?.. А вот про мир, войну и отдельных правильных людей – кое-что поймут. Да, и себе подсуньте, если не читали.