Издательство Додо Пресс: издаем что хотим

Голос Омара

Стас Жицкий Постоянный букжокей пн, 29 июня

Кто убил Распутина, тот аристократ

Мемуары. Князь Феликс Юсупов

Все здесь присутствующие, вероятно, знают, что князь убил Распутина – и про это в книжке, конечно же, рассказано, но не только этим фактом своей биографии князь и заметен, и нам любопытен.

Читать книжку стоит и за то, что там тщательно описана жизнь высшего света, к которому, собственно, князь и принадлежал. С мелкими интереснейшими бытовыми подробностями, включая цвет занавесок в спальне матушки Юсупова в особняке на Мойке и не исключая описаний великосветских «тусовок» (а надо заметить, что отжигали тогда августейшие и приближенные к ним особы отнюдь не хуже, а гораздо круче и изобретательней, чем нынешняя золотая молодежь). И не очень великосветских приключений князя, включая какие-то подозрительные переодевания в женщину (ну, те, кто знают, что князь убил Распутина, вероятно, знают и о том, что сексуальные предпочтения князя были уж если не одно-, то обоеполые). И с описаниями жизни эмигрантской, на которую герой, потомственно привыкший к какой-то наичрезмернейшей роскоши и лишившийся почти всего состояния, не пеняет совершенно.

Читать книжку стоит и за то, что можно попробовать понять: что ж это за люди были такие – или по крайней мере, что ж это был за князь такой – беспечный? Легкомысленный? Поверхностный? Да. Но при этом он во время войны мигом и не раздумывая отдал полдома под госпиталь и кучу денег на разные блага обездоленным. Но при этом он в эмиграции постоянно занимался несчастными растерянными русскими: пристраивал, обучал, помогал, хлопотал… И опять тусовался, и званые обеды давал.

То есть, представление о том, кто такой «аристократ», у меня немножко глубже прорисовалось. Это такой человек… может, и не сильно глубокий, и не очень далекий, но с генетически сформировавшимися, «породными» понятиями о чести, справедливости и всяких прочих вещах, про которые многим нынешним людям стоит объяснять вот на таких примерах – особенно тем, кто не только не знает, кто убил Распутина, но и кто такой Распутин – не знает тоже.