Издательство Додо Пресс: издаем что хотим

Голос Омара

Маня Борзенко Постоянный букжокей вт, 2 июня

Лавировали-лавировали...

"Как писать хорошо", Уильям Зинсер

В одной коннектикутской школе устроили "день искусства" и пригласили двух спикеров — Зинсера и доктора Брока, хирурга, в богемном ярко-красном пиджаке, который недавно начал писать для развлечения и продал пару рассказов журналам.

Их спросили, каково это — быть писателем.

Доктор Брок (не сомневайтесь, это вымышленное имя) ответил, что писательство — сплошная радость. Приходя после утомительного дня в больнице, он тут же берётся за тетрадь и строчит, и слова льются рекой, это легко и приятно. Зинсер сказал, что это довольно тяжкий труд, и редко когда слова льются рекой.

Затем их спросили, нужно ли перерабатывать написанное.

Доктор Брок сказал, что это ни к чему и фразы в изначальной форме наиболее естественно выражают мысль писателя. Зинсер сказал, что работа над текстом и есть основная работа автора и что профессиональные писатели переделывают слова три-четыре раза, а затем снова редактируют написанное.

После прозвучал вопрос о днях, когда работа не клеится.

Доктор Брок поведал, что он просто откладывает работу, пока не почувствует вдохновение. Зинсер сказал, что писание — не искусство, а ремесло, что необходимо составить график и следовать ему, иначе вдохновение может никогда и не наступить.

Зал поинтересовался как быть, если нет настроения работать.

Доктор Брок посоветовал бросить всё и пойти на рыбалку. Или на прогулку. Зинсер сказал, что если вы серьёзно относитесь к своему труду, то будете выполнять его каждый день, как и любую другую работу.

Ещё один ученик спросил, полезно ли вращаться в литературных кругах.

Доктор Брок вскричал, что ему страшно нравится чувствовать себя творческой личностью и знакомиться с издателями, агентами и другими писателями. Зинсер ответил, что писатели — работяги-одиночки, и новые знакомства в этом же кругу никак не помогут вашему творчеству.

И в этой книге Зинсер разговаривает с теми, кто хочет писать нехудожку. Он даёт ряд принципов, методов, перечисляет жанры и рассказывает про отношение.

Если вы хотите написать о чём-нибудь книгу (или статью или пост в блоге), но не понимаете, как это сделать.

Если вы написали что-то, но у вас нет уверенности, что это не полная лажа.

Если у вас есть уверенность, что это полная лажа, и вы не понимаете, как её срочно исправить.

То вот же, вот рецепты:

1. Убирать словесный мусор. Каждое слово, которое не несёт смысловой нагрузки. Каждое наречие, повторяющее глагол ("тихо прошептал", ага. "высокий небоскрёб"). Каждое громоздкое слово, для которого есть короткий синоним.

В настоящий момент времени = сейчас.

Вы испытываете боль? = Вам больно?

Личный друг = да просто друг!

В известном смысле — whaaaat?

Не ведите с людьми диалога, если с ними можно просто поговорить. Поговорить. А не "контактировать".

2. Говорить от первого лица. Если я буду говорить "в этой книге мы можем наблюдать великолепно развитый сюжет", то самой сложно дочитать до конца предложение. Кто мы? Что за трусость высказывать мнение? А может, другие ничего такого не наблюдают? Когда я читаю книжку, я хочу, чтобы автор мне нормально рассказал, в чём так дело. А не отделывался общими фразами.

3. Краткий рецепт, как остаться самим собой: если вы не используете в устной речи какое-то слово, то и в письменной его быть не должно. Я вот знаю пару школьников, которые могут в разговоре сказать "ИБО". Поэтому, если они в сочинении тоже напишут "ибо" — это будет их стиль. А вот если я попытаюсь сейчас для красоты впихнуть такое словечко, получится напыщенная и неловкая фигня.

4. Внимательно относиться к словам! Выкидывать штампы. Не говорите, как дикторы на радио: "ужасная трагедия", бессмертный подвиг", "грядущие великие изменения". Если какое-то слово кажется вам частью словосочетания, непременно найдите другое, иначе вы халтурите. Перечитывайте написанное, прямо вслух перечитывайте. Много читателей мысленно проговаривают текст, ищите красивые звучания, читайте словарь синонимов, следите за смыслом, не теряйте поэтическую нотку.

5. Следить за единством: обращаться к читателю можно от первого лица или от третьего (или даже второго), только не всё сразу! Время рассказа может быть настоящее или прошедшее, но не скачите туда-сюда. Рассказывая про личные впечатления в разговорной манере старайтесь не перескакивать на безличный и сухой стиль путеводителей и методичек.

6. Зачину хорошо бы быть интересным. А концовка не должна повторять то, что вы рассказывали на протяжении вашего текста. Лучше, чтобы она удивила читателя.

Конкретно по частям речи:

7. Глаголы должны быть активными!

8. Наречия почти всегда излишни. "Он крепко стиснул зубы" — конечно, крепко, а как ещё можно стиснуть? "Полностью ошеломлённый" — ну да, а как можно ошеломиться только частично? "Положение дел решительно изменилось к лучшему" — вот прямо таки решительно? "Он, вероятно, лучший..." — так вероятно или лучший?

9. Не надо смягчать. Не говорите, что вы были капельку смущены, немного растеряны, что вы чуть-чуть разозлились или слегка возмутились. Возмутитесь, блин, до конца! Уберите нерешительность из текста! Не говорите, что вам более или менее повезло. Определитесь — таки повезло или нет? Не путайте читателя, не убивайте доверие к себе этими колебаниями, не будьте до известной степени смелым — будьте смелым!

Пунктуация:

10. Точку надо ставить чаще. Если можете разбить длинное предложение на два — разбейте. Если у читателя есть минимальный шанс запутаться в запятых и потерять мысль — он это сделает.

11. А восклицательный знак надо ставить реже (многоточие тоже). Он слишком бьёт по глазам и добавляет вашим интонациям истеричности. Восклицание-то можно и просто порядком слов сделать.

12. Точка с запятой — знак неоднозначный и отчасти устаревший, он очень замедляет повествование. Можно его заменять на запятую почти всегда.

13. Тире же напротив подталкивает мысль вперёд.

Логика:

14. Логику повествования поддерживают такие слова как: "но", "и всё же", "следовательно", "далее" и многие другие. Если вас в школе учили не начинать предложение с "но" — смело забудьте и начинайте.

15. Переписывайте безличные предложения. "Общей реакцией был недоверчивый смех". Кто смеялся? Где деятель? Где нормальный глагол?

16. Вычёркивайте вереницы существительных — "принятие мер по привитию навыков коммуникации посредством письма" — это вообще что такое?

17. Не надо преувеличивать.

18. Если вы не можете отредактировать неудачный кусок текста так, чтобы он засиял — вырежьте его.

Психология:

19. Если вы ещё не издавались, а ваше знакомые уже да — не бойтесь и не сравнивайте себя с ними. У вас всё равно те же шансы, если вы упорно трудитесь в своём темпе.

20. Читать надо много, и непременно хорошей литературы. Общепризнанно хорошей. Ваше подсознание запоминает то, что вы видите и сможет это использовать. Не загромождайте его чужими неудачными примерами.

21. Разбивайте текст на абзацы, помня два фактора: абзац должен быть логически простроенным; и слишком короткие абзацы придают речи снисходительность и несерьёзность, но слишком длинные абзацы сложно воспринимать из-за визуальной неудобоваримости.

22. Переписывайте! Исправляйте. Улучшайте. Проверяйте логичность фраз. Оценивайте красоту звучания. Никто не пишет сразу идеально. Редактировать себя — не повинность, а дар.

23. Доверяйте своему материалу. Не надо говорить "очевидно", "удивительно", "общеизвестно"... Читатель сам сообразит, что чудеса и совпадения удивительны, а уж про общеизвестное — тем более.

24. Писать не о том, что вам интересно и приятно — глупость.

Как писать о людях:

— в каком количестве использовать цитаты;

— можно ли менять реплики говорящего;

— как заменять фразу "сказал он" и как часто это стоит делать.

Как писать о местах:

— как бороться со штампами и слащавыми эпитетами;

— на что обратить внимание, выстраивая стиль рассказа;

— за чем следить в содержании.

Как писать о себе:

—чем автобиография отличается от мемуаров

Как писать о науке и технике, спорте, искусстве, как писать деловые бумаги.

Стиль:

— как найти свой стиль;

— где грань, отличающая красноречие от высокопарности;

— какие качества главные для автора;

— как принимать решения о длине зачина, о каждом слове в вашем произведении, о композиции и ритме.

Эту книгу очень стоит прочитать всем, кто пишет что угодно, всем кто выстраивает предложения на бумаге или экране и надеется, что другие их прочтут. Я бы сказала, что авторам художественной литературы и поэтам тоже стоит. Извините, но кудрявость аллюзий скорее усугубляет, чем оправдывает неловкое ощущение, что автор слабо владеет языком.