Издательство Додо Пресс: издаем что хотим

Голос Омара

Стас Жицкий Постоянный букжокей пн, 4 мая

В ожидании шнека

Проза Олега Куваева, продолжение

...Так вот, продолжим про Куваева (если кто не читал начала, то вот оно).

Не так давно мне довелось побывать за Полярным кругом, и главное мое философическое ощущение тамошних мест – это ощущение собственной ничтожности пред лицом Бога, Природы или называйте как хотите эту могучую демиургичность.

Вот, к примеру, на дороге от города Мурманска до левиафаноизвестного поселка Териберка есть только одно небольшое поселение, а потом – километров 120 нет вообще ничего, кроме дороги. В общем-то, неплохой, если б ее не заметало даже тогда, когда снег с неба не падает, а просто дует ветер. Успел ты проехать после так называемого “шнека” (могучего грузовика с прибором, который выкидывает снег метров на двадцать за обочину) – так, считай, повезло. А опоздал на пару часов – пеняй только на себя, маленького и ничтожного человечка. Вдоль дороги стоят трехметровые вешки, но они тебе помогут лишь не сбиться с пути, а вот проехать по нему – уже не помогут. Я видел домик типа “иглу”, который слепили и где ночевали водители, не пробившиеся сквозь заносы – говорили, что буквально вчера они там и скоротали северную ночку. Бензинового запаса в машине на столько времени не хватит, и дожидаться утреннего “шнека” в авто – дело, гиблое в буквальном смысле слова.

Не далее чем вчера я делился своими ощущениями с человеком, который не раз на парусной яхте пересек Атлантику и даже обогнул пресловутый мыс Горн. Там – ровно та же фигня: повышенная, я бы даже сказал, гипергипертрофированная ответственность (за себя и тех, кто с тобой), ощущение своей категорической незначимости и при этом – полнейшее отсутствие права на ошибку.

Однако ж, единожды испытав это слабосравнимое с курортно-пейзажными ощущениями чувство, ты, может, и не захочешь его испытать еще разок, но уж точно начинаешь понимать, как можно намертво влюбиться в безразличную к тебе силу. И, если не ее победить (а ее победить нельзя, потому что она с тобой, микробом, специально не воюет, она тебя, что называется, в упор не видит), но вот победить себя – это, конечно, круто. Я пока не осмелился. Через Атлантику идти отказываюсь (хоть, может, и зря).

А Олег Куваев – осмелился. И все его книжки – о тех, кто осмелился тоже, иной раз даже и не осознавая этой своей смелости, а просто делая то дело, без которого жизнь скучна и ненастояща.