Издательство Додо Пресс: издаем что хотим

Голос Омара

Стас Жицкий Постоянный букжокей пн, 30 марта

Расширение картины

"Половина желтого солнца", Чимаманда Нгози Адичи

В свое время мой интерес к этой книжке был спровоцирован почти полным незнанием “черной” африканской (и проафриканской – в смысле, про Африку) литературы и, соответственно, желанием это незнание хотя бы слегка ликвидировать. И в самом деле, читателю средней начитанности вспомнятся Амос Тутуола, Чинуа Ачебе плюс еще имен пять – и все. А также африканские, но белые Надин Гордимер и Джон Кутзее... А тут – молодая нигерийская писатель (хоть уже и американского местожительства), да еще и расхваленная критиками...

К похвалам да премиям, конечно, стоит относиться осторожно-скептически, но разочарований не последовало. Это стопроцентно натуральный, классический, полновесный роман, со всеми полагающимися ему по жанровому статусу атрибутами: богатым ассортиментом разнохарактерных (и, учитывая геоспецифику – разнорасовых, разнорелигиозных, разнонациональных и разноплеменных) героев, извилистыми и пересекающимися любовными линиями, и, главное – масштабным трагическим фоном. Об этом фоне, полагаю, русскоязычный читатель вообще ничего не знает, и никакой художественной литературы на эту тему не читал: речь идет о гражданской войне 1967-70 гг. в Нигерии, когда отделившаяся от федерации республика Биафра безуспешно пыталась стать независимым государством, и когда в результате племенного геноцида, боевых действий и голода погибло около 2 миллионов человек. Картина мира каждого отдельного человека зависит от того, какую информацию об этом мире ему передают извне, а вот это “извне” регулируется не только его социальным или интеллектуальным местоположением, но и его фактически-географическим положением – тоже, да еще как. Нигерия же никаким боком не соприкасалась с ойкуменой российскопроживающего читателя, что совершенно не означает, будто точек соприкосновения найти невозможно.

Несмотря на то, что по возрасту писатель Адичи никак не могла быть свидетелем того ужаса, на мой взгляд, у нее получилось очень убедительно выстроить страшный драматичный антураж. И увлечь читателя стремительным развитием многочисленных событий – и политических, и межчеловеческих. И расширить его картину мира.