Издательство Додо Пресс: издаем что хотим

Голос Омара

Голос Омара Постоянный букжокей вс, 22 февраля

Бестселлеру Галилея — 383 года

"Диалог о двух главнейших системах мира — птолемеевой и коперниковой"

383 года назад, 22 февраля 1632 года, Галилео Галилей рискнул — и человечество еще чуточку выиграло у дремучести. После выхода во Флоренции в свет первого издания "Диалога о двух главнейших системах мира — птолемеевой и коперниковой" весь тираж раскупили за несколько месяцев. Когда церковники уже наконец решили обидеться на книгу и запретить ее продажу, первого издания уже было не сыскать.

Не одно лишь обращение к запрещенной теме — причина мгновенного успеха этой книги. В отличие от других научных работ своего времени, изданных на латыни и предназначенных ученой публике, "Диалог" был написан на итальянском — для любопытствующих простых людей без университетского образования. Церковь огорчилась в основном из-за такого выбора целевой аудитории — и из-за того, что эта аудитория прочтет и поймет.

Книга поддержала поразительный переворот в сознании. В ней говорилось, что Земля — не центр вселенной, и что неподвижность планеты — иллюзия. Мы вращаемся, настаивал Галилей. Мы несемся сквозь пространство. Мы летим вокруг Солнца.

Да, о том же сообщал и Николай Коперник в книге "О вращении небесных сфер", в 1543 году. Но прочитать нагруженный технической терминологией труд Коперника было под силу лишь математикам, а те предпочитали обсуждать полученные знания исключительно между собой, и потому Католическая церковь не имела ничего против гелиоцентрического космоса Коперника, пока Галилей не взялся за его популяризацию.

Галилей впервые обратил на себя общественное внимание в 1610 году — вышла его первая книга, "Звездный вестник". В ней ученый привел результаты своих наблюдений за Луной, сообщил о четырех спутниках Юпитера и о множестве звезд, не виденных людьми без телескопа. Свои открытия Галилей считал доказательством теории Коперника, и благодаря Галилею книга Коперника "О вращении..." в 1616 году угодила в Список запрещенных книг (Index Librorum Prohibitorum).

Это вынудило Галилея замолчать. Он сам собирался написать книгу об "устройстве вселенной", но решил, что это слишком опасно, и отложил затею на десяток лет, пока одного из его самых могущественных почитателей, кардинала Барберини, не выбрали Папой Урбаном VIII. Галилей обсудил с ним замысел книги и получил сдержанное разрешение, но при условии, что в книге будут равно предложены обе модели — гео- и гелиоцентрическая.

500-страничный "Диалог" Галилей написал на родном тосканском диалекте (который любил и Данте), и труд получился одновременно величественным, поэтичным, поучительным, пылким и забавным. "Диалог" оформлен в виде разговора троих знакомцев на протяжении четырех дней наподобие четырехактной пьесы, каждый день — новая тема (движение Земли, устройство небесных тел, приливы и отливы морей).

Под Рождество 1629 года Галилей отправил свой труд в Рим — на досмотр цензорам. Несколько церковников пристально изучили текст и дали предварительное разрешение на издание.

Следом случилась чума, и сообщение между Римом и Флоренцией прервалось. Галилей сдал рукопись новым цензорам, у себя в городе, и книга таким образом прошла две разрешительные процедуры. Тем не менее, публикация книги стала столь мощным общественным потрясением, что Галилей утратил покой навсегда. Критики настаивали, что Галилей напирает на коперникову позицию с гораздо большим пылом. Более того, заявили они, Галилею запретили писать на эту тему еще в 1616 году, а он скрыл это от Папы Урбана. Папа разъярился, и Инквизиция вызвала Галилея в Рим на суд.

Слушания кончились публичным позором Галилея, а книга попала в Список.

Летом 1633 года вокруг "Диалога" организовался целый черный рынок — книга продавалась в 12 раз дороже обложечной цены. К 1635 году книгу контрабандой перевезли через Альпы, перевели на латынь, и она сделалась достоянием остальной Европы. В 1661 году вышел первый перевод на английский.

"Диалог" оставался в Списке запрещенных книг еще почти 200 лет. В наши дни он, помимо своей научной ценности, читается в оригинале как образец прозаического стиля.
_______________________________________________

По материалам американского популяризатора науки, автора книги "Дочь Галилея" Давы Собель (2008).