Издательство Додо Пресс: издаем что хотим

Голос Омара

Стас Жицкий Постоянный букжокей пн, 9 февраля

История о болезни

"Прокаженные", Георгий Шилин

Писателю Георгию Шилину дали дожить всего лишь до 45 лет. Википедия без подробностей сообщает: репрессирован. Место смерти: Коми АССР (сгноили в лагере?). Судя по тому же источнику, написал Георгий Шилин немного, да и вообще в сети сведений о нем нашлось маловато. Родился в семье рабочего, но пробился в журналисты. Воевал в Первую мировую, после революции из очеркиста потихоньку превратился в писателя, издал книжку стихов и пять книжек прозы, попутно был обласкан Горьким, умер (убит?) в 1941-м.

Признаюсь, книжку стихов под названием “Красное знамя” я даже не стал искать – ясно ж, про что стихи; роман “Камо” найти можно, но читать не хочется, равно как и книгу “Страшная Арват” о Советском Азербайджане и книгу “Ревонтулет” о Советской Карелии. А вот роман о Советском Лепрозории я не смог не прочесть – хотя бы просто потому, что пойди найди еще хоть что-нибудь по теме!
Книга оказалась не особенно уж и советской – да, собственно, из примет времени там и есть всего-то один энтузиастичный герой-комсомолец, который “взял шефство” над прокаженными. Но, описывай автор иную социально-политическую ситуацию, тот вполне бы мог оказаться баптистом-филантропом или там волонтером из благотворительного фонда, а больше в книжке ничто не напомнит читателю, что дело происходит [по всей вероятности] в конце двадцатых годов.

Именно в двадцатые Шилин приехал навестить заболевшего проказой товарища, почему-то страшно заинтересовался этой болезнью, способами ее лечения и жизнью больных, а потом неоднократно приезжал в лепрозорий и жил там. В два приема (то есть, в две книги) написал роман, который, дополняясь, несколько раз был издан в тридцатые, потом забыт, в 1959 и 1960 годах переиздан (очевидно, на оттепельной волне), после чего его забыли окончательно.

Тут стоит перейти на язык школьных сочинений...
Роман “поднимает” две темы:
что такое проказа и как с ней бороться;
простой человек в редкой и трагической ситуации.

В общем-то, и современный нам с вами человек-неспециалист не особенно знает, что такое проказа – в нашем представлении это некое загадочно-средневековое заболевание с ужасными повреждениями организма (да, собственно, оно таковым и является) – правда, нынче загадочности поубавилось и, если верить профессионалам, то болезнь эта лечится. Но почти сто лет назад (о, ужас! ведь и на самом деле – двадцатые годы прошлого столетия были так давно!) проказа была серьезной проблемой для общества и трагедией для человека заболевшего.

Вот об этом Шилин и рассказывает – не особенно хитро, без языковых изысков (кстати, вполне ожидаемых для конца двадцатых), без композиционных запутанностей, имитируя, пожалуй, очерковые свойства – непритязательность плюс информативность – и немножко оглядываясь на русскую разночинскую литературную традицию. Рассказывает очень писательски умело: складно и душевно. Душевность и складность, положенные на абсолютно нетиповую ситуацию, “на выходе” дают очень интересный результат. Интересный даже для того читателя, который не может себе представить: с чего это вдруг его зацепит проблематика проказы и жизнь прокаженных.

______________________

От редакции: "Додо" знает, где быстро достать эту поразительную книгу за пристойные деньги.
Захотите себе – срочно пишите на rabbithole (болонка) dodo-space.ru