Издательство Додо Пресс: издаем что хотим

Голос Омара

Стас Жицкий Постоянный букжокей пн, 15 декабря

Робинзон как некозёл

Даниэль Дефо. “Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо...

..моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб; с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим”. Так полностью называется всем известная книжка, название которой упростили до примитивного “Робинзон Крузо”.

Читал я тут недавно роман Энди Вейера “Марсианин”, про “удивительные приключения Марка Уотни, астронавта из НАСА, прожившего больше двух лет в полном одиночестве на необитаемой планете Марс не очень близ планеты Земля, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него покинул планету; с изложением его выживания и...” не будем раскрывать интригу.

Читал и думал: ну вот же чистейшей воды новый Робинзон! А потом вспомнил, что лет пятнадцать назад, до открытия электронных буков (не букв, а book’ов), книга Дефо некоторое время работала у меня в качестве сортирной. Ничего плохого и оскорбительного в этом определении нет (и тогда не было) – просто в сортире у меня в особой висячей на стене сумке складированы легкочитаемые книжки на случай застревания на унитазе. И тогда я переоценил на этом унитазе приключения Робинзона и понял, что приключения его были в гораздо большей степени эсхатологическими, нежели практическими. Причем эту эсхатологичность переводчики не убрали – то ли надеясь на то, что цензура не врубится в тонкости, то ли рассчитывая на то, что тупой детский читатель ни фига не въедет в робинзоновы религиозные проблемы.

И вот именно этой, крайне важной составляющей, нету напрочь в очень хорошем, но совершенно не эпохальном романе Вейера, о котором теперь не будем подробно распространяться.

А в романе Дефо – таки есть. Я его на днях перечитал. Специально. Если взрослый, умудренный жизнью и умученный ей же человек вдруг возьмет и прочтет роман заново, то он увидит, что роман – вообще ни хрена не про то, как построить загон для козочек из плотно пригнанных кольев, промежутки между которых будут забиты обрезками корабельных канатов. И не про то, как сшить себе короткие штаны, защищающие ноги от загара благодаря длинному меху, который свисает сильно ниже колен.

Этот роман – он о том, как человек, который до того ни разу в жизни не думал ни о чем, кроме того, что ему нестерпимо хочется новых ощущений (потому что сам был как козел – а что с него взять – двадцать шесть лет – возраст радикально и непреодолимо идиотский), получил такой могучий набор этих самых ощущений, что задумался наконец о Боге. Бог ему дал понять, что малюсенький человечек может быть заброшен в такую ситуацию, где ему, казалось бы, полный капец, но тот же Бог дает ему небольшой шансик и говорит: “Эй, человечек! Смотри, какова могла бы случиться твоя погибель – трагической, но бесславной – но вот тебе маленькая возможность остаться человеком: бери сундук с припасами, порох и свинец – а дальше ты уж сам как-нибудь...”

И человечек начинает переживать. Переживать не в том смысле, что волноваться, а в том, что живет в предложенных ему обстоятельствах и эти обстоятельства побеждает, потому что переосмысливает. И думает о Боге, и Его благодарит.

Да перечитайте, и что тут философствовать...