Издательство Додо Пресс: издаем что хотим

Голос Омара

Стас Жицкий Постоянный букжокей пн, 17 ноября

Шесть достоинств десяти романов

Ю Несбё: все романы о детективе Холе

Когда в свое время я дочитал последнюю книжку из десятироманной серии норвежского писателя Ю Несбё про сыщика Харри Холе, то загрустил не на шутку. Потому что кончилось долгое и качественное развлечение, и найти ему равноценную замену “подсаженный” читатель в моем лице надеялся не сильно. Уж слишком немногие из пишущих в пугательном жанре стращают, втягивают и забавляют читателя столь концептуально-стройно – ну, или интуитивно-выверенно – не знаю. Но эта серия вполне поддается аналитической раскладке как минимум на несколько типов достоинств.

1. Герой (который Холе). Вызывающий эмпатию. Сложный, не комиксный, с кучей странностей, бзиков, недостатков, фобий, то завязывающий, то развязывающий алкоголик с неудачной и запутанной личной жизнью и волнообразной карьерой, ненавидимый одними коллегами и обожаемый другими... То есть, вполне себе представимый живой человек, а не персонаж.

2. Хорошая связка жанров: это не только детективы, это еще и триллеры, да с элементами боевика – то есть, в каждой книге не только имеется логическая и полумистическая загадка, но и некий “action”, добавляющий адреналина читателю.

3. Хитрый сюжет. Мало того, что изощренный изобретатель Несбё сочиняет какие-то немыслимые по запутанности завязки, так ведь еще и в процессе распутывания наивный читатель начинает думать, что угадал, кто виноват – ан нет, мимо! И так порой не по одному разу!

4. Обиходно-бытовая убедительность. В романах куча мелких характерных примет и деталек, герои отвлекаются на взаимные интриги, решение проблем, дружбу и секс – то есть, нет там несгибаемой сюжетной линии, которая тупо ведет к развязке, но линия эта извилиста, оттого натуральна, и доверие вызывает, и интереса не ослабляет нисколько.

5. Психопатологическая зловещесть (почти во всех романах) – этот компонент автору чудом удалось сделать симбиотическим пункту 4 – то есть, при том, что окружающая среда нормальна и неудивительна, где-то в ее глубинах происходят совершенно ужасающие вещи. Это бодрит (особенно, если не забываешь, что это все-таки понарошку все).

6. Композиция. Автор совершенно кинематографически играет с читателем, ловко монтируя эпизоды – если когда-нибудь по этим романам будут снимать сериалы, есть на чем заканчивать серии, оставляя зрителя в состоянии недоуменной заинтересованности и лихорадочного нетерпения.

Полный список: "Полет летучей мыши" (или “Нетопырь”), "Тараканы", "Красношейка", "Богиня мести" (или “Немезида”), "Пентаграмма", "Спаситель", "Снеговик", "Леопард", "Призрак", "Полиция".