Издательство Додо Пресс: издаем что хотим

Голос Омара

Стас Жицкий Постоянный букжокей пн, 6 октября

Скажите, Павел Андреевич...

Сергей Костин, что угодно

Любите ли вы шпионские романы? Страшно хочется добавить: “как люблю их я”, но не буду добавлять — тем более, что я их не так чтобы люблю все подряд, и тем более, что у шпионских романов есть несколько подвидов, и любить каждый одинаково невозможно. Навскидку я бы определил три:

– Боевики — это где стреляют, убивают, все взрывается и вообще сплошной action в джеймсбондовском духе;

– Триллеры — это где все на так называемом “саспенсе”, где интрига подкрадывается незаметно – типа афористичного диалога из “Адьютанта его превосходительства”: 
— Скажите, Павел Андреевич, вы шпион? 
— Видите ли, Юра...

– Математически-аналитические, где занудно рассказывается, как одни большие умы стараются переиграть других больших умов, чтоб они все долго жили.

Поскольку я не спец, то из иностранных производителей я могу вспомнить лишь Ле Карре, Флеминга и, может, Кена Фоллетта. А из отечественных — почти никого не могу вспомнить (разве что Юлиана Семенова), потому что редко читаю второсортную литературу этого типа, а первосортной литературы на тему шпионов нету — за исключением книжек Сергея Костина, который, как это ни обидно, не стал властителем дум. А хотелось бы, чтоб стал.

Потому что в его серии книжек про страшнозаконспирированного агента советскорусской разведки Пако Аррайя есть и пресловутый экшн (процент варьируется от романа к роману), и интрижность, и аналитика и — что на мой взгляд, немаловажно и редко, — рытье в психологии человека, которого судьба закинула за бугор, и который сам мучительно не понимает — кто он есть на самом деле, но который тем не менее трактует сомнительное понятие долга перед какой-то там дано уже прошлой родиной однозначно, но при этом никак не может считать свою жизнь под так называемым прикрытием неподлинной — у него в этой жизни уже и дети, и жена, и бизнес, и трагедии в прошлом, и опасные приключения в настоящем, и хрен знает какое будущее.

И эти “разборки” главного героя со своим ego — они, пожалуй, даже интересней, чем те рискованные истории, в которые он ввязывается.

По крайней мере для меня — который никогда не смог бы быть шпионом. 

В общем, лучше выбрать не любую книгу, а начать с первой в цикле (“В Париж на выходные” — кажется, она первая) — и при желании продолжить. А желание затянуться в странную жизнь разведчика должно возникнуть. Если вы любите шпионские романы.