Издательство Додо Пресс: издаем что хотим

Голос Омара

Маня Борзенко Постоянный букжокей вт, 30 сентября

"Оно любило осуществляться" (Марк Аврелий)

"Творческая личность", Дэвид Голдстайн, Отто Крегер

У Юнга есть мнение, что людей можно разделить на 16 типов личности, в зависимости от предпочитаемых ими реакций на разные раздражители вроде информации или людей =)

А у Майерс-Бриггс есть опросник, который людей на эти типы делит (гуглится по словами тест MBTI, активно используется в Штатах в том числе при приёме на работу, чтобы заранее знать подвохи, если кто захочет пройти, будьте готовы, что там под сотню вопросов)

Вообще всё это называется соционикой, про которую принято кричать, что она не наука, а около-астрономическая забава, которую бы не одобрил Шелдон наш Купер и тем более Бенедикт наш Камбербэтч. Ну и правда, делить людей на интро- и экстравертов и общаться с ними исходя из этого примерно так же странно, как общаться с кем-то толь ко с позиции "она же женщина" и не учитывая совсем, что ещё и человек, и её кто-то воспитывал, и сама менялась, читала разные книжки и получала разный опыт.

Крутость книжки "Творческая личность" в том, что она не говорит про межличностные отношения, а строго рассказывает только о творческой деятельности, на которую как раз напрямую влияет типология.

Насколько тесно переплетаются тип психологического склада личности и особенности её креативности? Действительно ли у каждого человека своя особая креативность?

От типа креативности зависит даже то, как мы решаем повседневные задачи: например, как быстренько сообразить что-нибудь на ужин для семьи или проложить новый маршрут до офиса в объезд начавшейся стройки, не говоря уже о решении более важных жизненных проблем. Чем бы мы ни занимались,  каждого есть свой индивидуальный стиль самовыражения — выражения нашей уникальной креативной личности, — отличающий нас от других людей. Начав разбирать все эти разнообразные проявления креативности, замечаешь, что у нас у всех есть некие общие черты: определённые предпочтения в способе сбора информации, в подходах к её анализу и принятию решений на её основе, а также в выборе поведения на базе этих решений. Именно от этих предпочтений и зависит стиль проявления вашей креативности.

"Храня ореол таинственности, люди искусства редко признаются, что их креативность зиждется на двух китах: на идеях и приёмах работы. Правда состоит в том, что идеи и приёмы — это разные вещи, а хорошая новость такова: во-первых, у всех нас есть голова, в которой возникают идеи, и, во-вторых, мы все в состоянии освоить те или иные приёмы."

Если кто не творческий насквозь артист и потому считает, что это всё вообще не для него информация, то вот — "независимо от того, стремитесь вы к креативности или нет, она часть повседневной жизни... Это акт придумывания чего-то нового."


Первая часть книги поможет определить свой тип личности.

1 глава — мифы о креативности. Всякое "ну я-то не такой", "этому нельзя научиться", "они странные вообще", "я слишком стар для этого", "у меня нет для этого денег", "я вам не богема", "всё уже придумано", "это слишком личное, чтобы показывать другим", "оставьте меня в моей зоне комфорта, я не хочу креативить, аааа!" и "типология личности загоняет меня в рамки, а я ужасно уникальный, как снежинка". 

2 глава — краткое знакомство с общими чертами определения своего места в типологии. И как себя таки определить, если по этой главе не получилось. То есть, как выбрать свой способ сбора информации, свой подход к анализу информации, тип принятия решений и определить манеру дальнейшего поведения.
     Накапливаете ли вы опыт среди людей или в одиночестве.
     Анализируете полученные данные конкретно, органами чувств или интуитивно, в общих чертах, умозрительно.
     Принимаете решения исходя из объективной ситуации и понятий справедливости или из своих представлений о добре и зле и из заботы о людях.
     Как долго вы готовитесь к действиям и насколько готовы менять планы.

3 глава — как раз более подробные описания каждого пункта из восьми "предпочтений". Очень здорово, что кроме просто описаний, даются немедленные советы по каждому пункту, например, если вы интроверт, то какие у вас "слепые зоны", в каких условиях у вас лучше всего получается творить, и как повысить креативность, задействуя сильные стороны

4 глава начинает рассматривать комбинации из этих предпочтений, получается этакое 3Д, наложение картинок друг на друга, придающих объем.

Вторая часть книги описывает подробно все 16 типов личности, по комбинациям из всех четырёх "предпочтений"


В третьей части говорится, какую роль в команде играют разные типы;

на что обращают внимание критики разные типов;

какие главные вопросы при оценивании любого творчества задаёт себе каждый тип личности;

как по манере писать картины можно определит тип личности, какие типы предпочитают скульптуру, зачем разные типы идут на сцену, как используют письменную речь (+пара советов, о чём писать, чтобы было интереснее всего), что мотивирует людей заниматься музыкой и танцами, как разные типы проявляют себя в приготовлении пищи;

зачем и как разные типы шутят =)

откуда черпать вдохновение, если вы "застряли";

как найти себе работу по душе;

как повысить свою конкурентоспособность;

как поступать со своими инновациями;

как поддержать креативность в детях, в том числе в школе;

как оценивать потребности вашей аудитории;

и как восполнять энергетический запас.


Вот тут, кстати, дают скачать главу для ознакомления