Издательство Додо Пресс: издаем что хотим

Голос Омара

Аня Синяткина Постоянный букжокей пт, 22 августа

Краткий курс по смыслу жизни для школьников

«Шея жирафа», Юдит Шалански

Пациенты с болезнью Альцгеймера или деменцией часто не помнят имена своих детей или имя супруга, но знают, как звали их учительницу биологии.

Инга Ломарк - идеальное воплощение биологички, какой вы ее запомнили. Жесткая, сухая, язвительная, несгибаемая. На уроках идеальная дисциплина. Высокие требования. Достаем листочки, тетради и учебники убрали. Учитель старой закалки. В данном случае — не советской, а гэдээровской, но главное, нам сразу понятно, о чем речь. Очень маленький класс, потому что городок вымирает — вероятно, последний класс гимназии им. Чарльза Дарвина (следующий уже не удалось набрать). Инга Ломарк — их классный руководитель (как классный руководитель, она считает, что естественный отбор сам о себе позаботится).

Ужасно прямая ассоциация Ломарк — Ламарк (да еще и название книжки). Жан Батист. Это тот, который про жирафов и наследование приобретенных признаков. Как у них удлинняются шеи. Из-за врожденного стремления к совершенству.


Разум тоже не делает нас умнее. Он втиснут в кольчугу каузальной цепи. «Я» — нейронная иллюзия, по-настоящему дорогое мультимедийное шоу.

Инга Ломарк служит стремлению к совершенству. Но Инга Ломарк не верит в совершенство (она знает, что в природе его не существует). 

Первое уже само по себе достаточно опасно, но в сочетании со вторым делает в человеке трещину, которая расползется со временем до полноценного слома. И все ведет к чему-то. Все для чего-то полезно. Все имеет смысл... Каждое поколение пожинает плоды предыдущего. На пути к совершенству многим можно пожертвовать. Когда наконец вернется ваша дочь? К примеру, ребенком, или даже не одним. Прогресс — это логическая ошибка. Чтобы заставить себя забыть, что не веришь в смысл своего служения, можно пожертвовать почти всем.

С другой стороны, в конце концов каждый остается наедине со своим изводом противоречия между идеальным и реальным. И разрешает его как может.


Если бы мы были зелеными, нам не нужно было бы есть, ходить в магазин, работать. Вообще ничего не нужно было бы делать. Достаточно было бы немного полежать на солнце, попить воды, поглотить углекислый газ, и все, действительно все было бы улажено. Вот если бы иметь под кожей хлоропласты. Как было бы чудесно!