Писал – как писалось
Иван Чистяков, «Сибирской дальней стороной. Дневник охранника БАМа 1935-1936»
В
издательстве CORPUS вышла
невероятная книжка: Иван Чистяков, «Сибирской дальней стороной. Дневник
охранника БАМа 1935-1936». За этим названием скрывается потрясающая история,
уникальный документ, равных которому нет. Дело в том, что у колючей проволоки, как бы это сказать, было две
стороны. Люди, сидевшие с одной ее стороны, оставили после себя довольно много
воспоминаний, документов, дневников, свидетельств. Люди, оказавшиеся с другой
стороны этой колючей проволоки – ВОХР, то есть охрана, – не оставили после себя
ничего. Ну, может быть, только довлатовская «Зона», но это было сильно позже. А
тут – несколько тонких тетрадей, исписанных ровным почерком, 1935-1936 годы,
БАМ. Холод, голод, мрак. Мы же на самом деле ничего не знаем о том, что
происходило по эту сторону колючей проволоки – мы и ту сторону, к счастью,
все-таки с трудом можем себе представить, несмотря на многочисленные
свидетельства, а тут – ни-че-го. Тетрадки эти нашли и расшифровали прекрасные
люди из «Мемориала», а мы издали. И мне на самом деле кажется, что это – одна
из главных книжек года.
«Мысли что вихрь, мысли что листы книги —
перекладываются, накладываются одна на другую, комкаются, свертываются, что
бумага на огне. Сумбур и грусть, одиночество. Всего лишь двадцать дней назад я
был в Москве. Жил. Брал жизнь, а здесь? Здесь взять нечего. Высоты неба не
поймешь, и бесконечности сопок и пустоты не схватишь. За сопкой сопка, за
сопкой сопка и так на тысячи километров. Дико и непостижимо. Жизнь становится
ничтожной и ненужной. Москва! Москва! Как далека и недосягаема. Мороз.
Надеешься на то, что скоро кончат земляные работы моста и прочее. Перебросят
куда-нибудь. И в этом находишь утешение. Не сознавая и не учитывая того, что в
другом месте может быть хуже…»
Читая эту небольшую книжку, я сильнее всего
ужасался осознанию того, что особой разницы между двумя сторонами колючей
проволоки не было. «Помещение ВОХР. Топчаны, цветные одеяла, безграмотные
лозунги и кто в летней, кто в зимней гимнастерке, кто в своем пиджаке, кто в
ватнике, подпоясаны кто веревочкой, кто ремнем, кто брезентовым поясом. Курят,
лежа на постели. Двое схватились и, образовав клубок, катаются, один задрав
кверху ноги, смеется, смеется неистово, надрывно. Лежит и пилит на гармошке страдания.
Горланит: “Мы работы не боимся, а на работу не пойдем”». И дело даже не в
чудовищных бытовых условиях, которые невозможно вообразить, несмотря на обилие
очень точных подробностей, – дело в отсутствии свободы, что там, что здесь.
Каждый день зэки бегут – и каждый день вохра их ловит. Потому что бежать, по
сути, некуда, и об этом знают все. Вот эта безысходность, сознание того, что
«бежать некуда» - главное настроение дневника. «Наша жизнь что велосипед.
Крутишь педали, едешь и направляешь, но не всегда куда хочется. То грязь, то
яма, то острый камень. Того и гляди, проколешь шину. Кончил крутить — велосипед
набок…»
Вместе с тетрадками сохранился мутный любительский
снимок, на оборотной стороне которого есть надпись: «Чистяков Иван Петрович,
репрессирован в 1937-1938 гг. Погиб в 1941 году на фронте в Тульской области».
Больше об авторе дневника ничего не известно. «Не записал, а на другой день не
помнил ничего. Дни идут в бешеном темпе. Дни как спираль скручиваются, сокращая
свой бег к концу жизни. Но наша спираль в БАМе ржавая, может оборваться в любой
момент. Наша спираль корявая…»