Классика на крови
"Хранитель древности. Факультет ненужных вещей", Юрий Домбровский
Главные, важные книги надо бы регулярно перечитывать. Особенно те, которые впервые читались взахлеб, лихорадочно и потому не совсем внимательно. Да и читатель с возрастом начинает видеть и чувствовать иначе. Спустя лет эдак двадцать после первого прочтения я, кажется, наконец плотно утвердился в мнении, что Домбровский – писатель совершенно классического размаха. И с тоской подумал, что почва для произрастания мощных классиков в Росcии XX века почти всегда обильно удобрялась кровью – в том числе и их собственной. Что большая часть их наиболее значимых вещей написана о чем? Да о том, каково душе человеческой на войне, в тюрьме или под страхом от того и другого. Шаламов, Солженицын, Гроссман, Бабель... и даже более “безопасные” для режима Василь Быков, Искандер, Астафьев...
Не проживи Домбровский столь мучительной судьбы – о чем и что писать
ему? Ну, предположим, не остался он в Москве литераторствовать (и не
написал бы еще с десяток книг о Байроне с Шекспиром), а даже зачем-то
поехал работать в далекий музей – что бы нам досталось? Возможно,
сложно-тонкие, наверное, довольно глубокие, но в большой степени так
называемые “производственные” истории из жизни провинциальных ученых?
Исторические романы про времена тюрков или Золотой Орды? Фенологические
рассказы пожилого натуралиста о красотах казахских степей? А откуда бы в
них взяться трагической силе? – А вот не взялась бы она. А настоящему
масштабу? – Не знаю. И что ж выходит – да что-то кощунственное выходит:
что эпохальные кошмары стимулировали культурную среду на рождение
гениев. Неужто как-то иначе нельзя было – каким-нибудь более
безболезненным путем им народиться и написать что-нибудь такое спокойное
– просто на западный манер порывшись у себя в голове или внимательно
препарировав ничтожные мелочи жизни? Была и есть, конечно, в России и
такая литература, и ее много, но отчего-то, как подумаешь о литературе
сильной (именно сильной, а не только изысканной и интеллектуальной)
– так первым делом на ум приходит то, что написано про кровавые драмы
всенародного порядка или про то, что вокруг них.