Издательство Додо Пресс: издаем что хотим

Голос Омара

Евгений Коган Постоянный букжокей ср, 30 июля

С местечковым приветом

Михаил Каганович, «’А… Начало романа»

Как-то я сел на Садовом кольце в разваливающиеся на ходу «Жигули». Дело шло к двум ночи, и я даже не подозревал, что будет дальше. С водителем — приятным мужиком лет пятидесяти с рыжей бородкой и в кепке, мы сразу разговорились. Через пару минут разговора он начал шутить. «Знаете, вот такая шутка у меня есть, из старого – целую в губки, далее везде, — пошутил он. — Или вот еще одна, например, тоже из старого — целую в губки, далее везде, остановка по требованию», — и радостно засмеялся. Я вежливо ухмыльнулся в ответ. И тут он сказал что-то на идише. «Вы знаете идиш?» - спросил я. «Абиселе», — сказал он. «А это что?» — спросил я, указывая на четки с крестиком, болтающиеся на зеркале заднего вида. «Я крещен в православие, — привычно ответил он, — и это мне не мешает. Вот многие думают, что евреи-выкресты были антисемитами, и этому есть много примеров. Карл Маркс — это же чудовищный был антисемит, патологический! Или русский поэт Фет — впрочем, по поводу его еврейства еще много вопросов, он же скрывал свое еврейство, ненавидел евреев. С другой стороны, Гейне — приличный человек. Так что не всегда выкрест был антисемитом. Знаете, мой отец, Царствие ему Небесное, тоже крещеный, как-то бросил курить. И вот когда его спрашивали, можно ли при нем закурить, он всегда отвечал — я из тех евреев, которые, покрестившись, не становятся антисемитами. В смысле, курите, сколько хотите, если вы понимаете. Я, кстати, тоже бросил…» А потом помолчал немного и добавил: «Я, между прочим, еврейский писатель. У меня два романа вышли, их можно купить в «Библио-Глобусе» и «Фаланстере». Если вам интересно, то лучше начинать с романа «На конной тяге», он попроще, а уже потом читать «Начало романа», если вдруг захотите. Меня зовут Михаил Каганович». И тут как раз мы приехали.

Мне, в общем, стало интересно. Потому что, и вот тут начинаются два слова про издательский бизнес в России (а, возможно, и в мире, я не знаю) — а если, подумал я, меня за 200 рублей подвозил новый Бабель? То есть, вряд ли, конечно, но ведь издал он книжку за свой счет мизерным тиражом, и хрен мы когда о ней узнаем, потому что кому это надо. И я, в общем, пошел в «Фаланстер». Где книг Михаила Кагановича не оказалось. А до «Библио-Глобуса» я не дошел. Потому что через какое-то время нашел издательство, выпустившее книжки Кагановича (каждый из двух романов – в количестве 650 экземпляров и с предисловием о том, что это — событие в отечественной литературе) и заказал оба романа на их сайте. Через неделю позвонил им, и они сказали, что привезти книги сейчас не могут, потому что у них все заболели. И я — еврейское счастье, если вы понимаете, — сказал, что подъеду до работы к ним на склад. И подъехал до работы к ним на склад. Где и купил оба романа Михаила Кагановича.

Оба романа оказались двумя частями трилогии «’А», первый — «’А… Начало романа», второй — «’А… На конной тяге», третий еще не вышел, насколько мне известно. Я пока прочел только первый, который «Начало романа», и вот что хочу сказать. Это — очень хорошая книжка, в которой еврейский писатель Михаил Каганович рассказывает про еврейское местечко Казимеж примерно с середины XVIII столетия. Рассказывает, поминутно сбиваясь то на подробный рецепт гефилте фиш, то на разъяснение еврейских традиций и идишских выражений, перескакивая из одного времени в другое и тасуя на ходу истории, что твой шулер — колоду крапленых карт. Причем книга написана, что называется, «поэтическим языком» (звучит это словосочетание омерзительно, но я не знаю, как еще назвать такой язык — все-таки я не книжный критик, а книжные критики эту книжку не читали). Я вот раньше думал, что еврейская литература в России кончилась вместе с местечками, потому что подпитки для нее нет, а тут на разваливающихся «Жигулях» в ночи появляется какой-то там Михаил Каганович и с кажущейся легкостью эту литературную традицию продолжает.

Мне отчего-то очень хочется, чтобы про писателя Михаила Кагановича узнало как можно больше людей. Не уверен, что он заработает себе литературой на новые «Жигули», просто книжка хорошая.

Этот текст в немного сокращенном виде выходил несколько лет назад на сайте "Сноба". Но книжка очень хорошая, так что...