Издательство Додо Пресс: издаем что хотим

Голос Омара

Евгений Коган Постоянный букжокей ср, 9 июля

Смотри под ноги

Про Капу Вознесенскую. По страницам блокадного дневника ленинградской школьницы К. Вознесенской, октябрь 1941 – август 1942 гг.

«Январь прошел у нас не лучше декабря. В январе у нас умерли бабушка Груша, дядя Вася, тетя Шура, Сима и дядя Женя. Январь мы очень голодали. Как раз были очереди за хлебом. Приходилось стоять 6 часов. Мама очень похудела выглядит что смерть. Недавно мама ушла за хлебом в 7 часов утра и пришла в 6 часов вечера. В магазине ей сделалось плохо она упала. Немогу передать что я за это время пережила. Я теперь очень боюсь когда она далеко уходит…» – строчки из маленького блокадного дневника 14-летней ленинградской школьницы Капы Вознесенской. Дневник издан «Красным матросом», а так как у этого издательства практически нет рекламы и распространения, то вот, пишу – вдруг кому-то будет интересно. Потому что жалко, если все это пропустят.

Два слова про сам дневник. Поразительно, как ровно, с каким кажущимся отсутствием эмоций пишет эта девочка про ужасы, которые творятся вокруг. И еще поразительно, что, несмотря на все эти ужасы, жизнь продолжается – вернее, люди продолжают стараться жить. Не выживать – жить. Это меня поражало в дневниках Ольги Берггольц, это меня поражало в только что прочитанной книге Марека Эдельмана «И была любовь в гетто», и вот теперь снова. Я не знаю – возможно, это какие-то защитные механизмы, а возможно, это такое свойство человека. Но ведь, наверное, это правда – невозможно все время выживать, переставая при этом жить. Не дай Бог это когда-нибудь понять самому.

А я вот еще хотел про издательство «Красный матрос» в связи с этим сказать. Дело в том, что «Красный матрос» – это, собственно, его глава Михаил Сапего. То есть то, что делает его издательство, – это как бы самиздат, только очень похожий на книжки. В смысле, там есть, например, ISBN, переплет, обложка. Но я вот недавно у этого самого Сапеги сидел, и ему как раз привезли тираж на тот момент самой новой его книжки. Домой ему привезли – там тираж-то сто штук, триста, пятьсот, тысяча – это если вообще потенциальный «бестселлер», как было с «Красной тетрадью» Олега Григорьева, то есть со случайно сохранившимися черновиками поэта. А до моего прихода Сапего с черновиков и рукописей расшифровывал стихи художника Владимира «Дедушки» Яшке – он уже две книги его издал, теперь еще одну готовит. То есть – все сам, все сам. И вот Сапего мне рассказывал, как к нему попадают те сокровища, из которых он потом делает книги: что-то на полу нашел, что-то на «блошке» купил за 50 рублей или за бутылку водки, что-то принесли. Вот как с дневником этой Капы Вознесенской – люди делали ремонт, разбирали какие-то завалы на антресолях, и на них выпала тетрадка.

Надо, короче, уметь под ноги смотреть.