Смотри под ноги
Про Капу Вознесенскую. По страницам блокадного дневника ленинградской школьницы К. Вознесенской, октябрь 1941 – август 1942 гг.
«Январь прошел у нас не лучше декабря. В январе у
нас умерли бабушка Груша, дядя Вася, тетя Шура, Сима и дядя Женя. Январь мы
очень голодали. Как раз были очереди за хлебом. Приходилось стоять 6 часов.
Мама очень похудела выглядит что смерть. Недавно мама ушла за хлебом в 7 часов
утра и пришла в 6 часов вечера. В магазине ей сделалось плохо она упала. Немогу
передать что я за это время пережила. Я теперь очень боюсь когда она далеко
уходит…» – строчки из маленького блокадного дневника 14-летней ленинградской
школьницы Капы Вознесенской. Дневник издан «Красным матросом», а так как у
этого издательства практически нет рекламы и распространения, то вот, пишу –
вдруг кому-то будет интересно. Потому что жалко, если все это пропустят.
Два слова про сам дневник. Поразительно, как ровно, с каким кажущимся
отсутствием эмоций пишет эта девочка про ужасы, которые творятся вокруг. И еще
поразительно, что, несмотря на все эти ужасы, жизнь продолжается – вернее, люди
продолжают стараться жить. Не выживать – жить. Это меня поражало в дневниках
Ольги Берггольц, это меня поражало в только что прочитанной книге Марека
Эдельмана «И была любовь в гетто», и вот теперь снова. Я не знаю – возможно,
это какие-то защитные механизмы, а возможно, это такое свойство человека. Но
ведь, наверное, это правда – невозможно все время выживать, переставая при этом
жить. Не дай Бог это когда-нибудь понять самому.
А я вот еще хотел про издательство «Красный матрос» в связи с этим сказать.
Дело в том, что «Красный матрос» – это, собственно, его глава Михаил Сапего. То
есть то, что делает его издательство, – это как бы самиздат, только очень
похожий на книжки. В смысле, там есть, например, ISBN, переплет, обложка. Но я
вот недавно у этого самого Сапеги сидел, и ему как раз привезли тираж на тот момент самой
новой его книжки. Домой ему привезли – там тираж-то сто штук, триста, пятьсот,
тысяча – это если вообще потенциальный «бестселлер», как было с «Красной
тетрадью» Олега Григорьева, то есть со случайно сохранившимися черновиками
поэта. А до моего прихода Сапего с черновиков и рукописей расшифровывал стихи
художника Владимира «Дедушки» Яшке – он уже две книги его издал, теперь еще
одну готовит. То есть – все сам, все сам. И вот Сапего мне рассказывал, как к
нему попадают те сокровища, из которых он потом делает книги: что-то на полу
нашел, что-то на «блошке» купил за 50 рублей или за бутылку водки, что-то
принесли. Вот как с дневником этой Капы Вознесенской – люди делали ремонт,
разбирали какие-то завалы на антресолях, и на них выпала тетрадка.
Надо, короче, уметь под ноги смотреть.