Издательство Додо Пресс: издаем что хотим

Голос Омара

Маня Борзенко Постоянный букжокей вт, 8 июля

Выборы, выборы!..

"Как мы принимаем решения", Джона Лерер

Вот например я встаю перед вами, спрятав руки за спину, и с подлой лукавой улыбкой спрашиваю:
— В какой руке?
И что дальше? В смысле, как вы выберете? Наугад?

А вот и нееееет!

Наш милый, хитрый, изрядно запутанный и запутавшийся, но старательный мозг не принимает решения как попало. А как принимает — вот тут нам и рассказывают.
Я читала и прямо непрерывно выписывала.

  1. Первая глава про эмоциональность мозга, про соотношение интуиции и разума, про "возницу и лошадей" по метафоре Платона, и очень много про футбол :)
  2. Вторая глава про предсказания, разницу мотивирования, разумность эмоций и зачем стоит им верить.
  3. Третья глава о сбое в разумности эмоций, об игровых автоматах, бирже и кредитках. 
  4. Четвёртая глава о механике оригинальности, о том, как спастись от степного огня и посадить самолёт, в котором отказали все системы и о важности контролирования своих эмоций.
  5. Пятая глава о том, в каких случаях мы думаем слишком много. О влиянии стереотипов на успешность выполнения заданий; о том, как выбрать самый вкусный клубничный джем. Или дом.
  6. Шестая глава наконец отключается от принятия математических решений и говорит о принятии нравственных решений. Но в основном о психопатах.
  7. Седьмая глава говорит о политике и о том, как мозг постоянно спорит сам с собой.
  8. Восьмая глава рассказывает о покере, балансе между разумом и интуицией, и почему стоит меньше думать именно о том, что нас сильнее заботит. И о том, как выбирать снова дом, машину и овощечистку.

Теперь сами понимаете, что тут интересно и полезно, но я всё равно немножко поспойлерю вольными пересказами отдельных моментов:)


Дофаминовые нейроны (выглядит как улитка, вид сверху) служат ключевым источником мудрости. Они этакий "эмоциональный мозг" и соображают, что происходит и как извлечь из ситуации максимальную выгоду. Именно они учатся на ошибках. Они отслеживают, какие сенсорные сигналы и события предшествовали испытанному страху или радости или разочарованию или счастью, помещают этот урок в память и впоследствии при возникновении похожих сигналов заранее включают эмоции. Получается этакое эмоциональное предсказание событий, именно поэтому у нас бывает "внезапный" подсознательный предварительный страх или недоверие или радостное ожидание. А вовсе не потому, что кто-то мнительная истеричка!!!!!11

Кэрол Двек из Стэнфорда провёл эксперимент с пятиклассниками 12ти школ. Им всем дали тестик с головоломками, по окончании которого каждому называли его балл и половину хвалили за интеллект ("ты, должно быть, в этом разбираешься"), а половину за усилия ("ты, наверное, очень старался"). Потом им предлагали выбрать между двумя новыми тестами; из тех, кого хвалили за усилие 90% выбрали более сложный тест. А большинство похваленных за интеллект выбирали тест попроще.
Потом им всем дали крайне сложный тест (уровня восьмого класса). Похваленные за усилия были очень увлечены и потом делились, что этот тест им понравился больше всего. Хвалимые же за интеллект быстро опускали руки. Далее им снова дали тест того же уровня, что и первый. Ориентировнные на усилие дети в среднем увеличили свой балл на 30%. Другая же группа показала после неудачи в прошлом сложном тесте, регресс на 20%. Вот что надо в педагогических-то проходить и на всех инструкторских курсах.

Подстава в том, что дофаминовые нейроны очень любят игровые автоматы. Они пытаются раскодировать логику удачи, найти закономерность. Они очень радуются предсказанным наградам, но ещё сильнее возбуждаются от неожиданных наград, в 3-4 раза сильнее. Так вот поскольку в казино выигрыш непредсказуем как сто китайцев, то дофаминовые нейроны удивляются всегда и всё сильнее и сильнее привлекают внимание к процессу, и выходит зависимость. И с лайками в Фейсбуке явно та же фигня.

Проблема с кредитными картами в том, что наши эмоции склонны оценивать немедленную выгоду (например, новую пару ботинок) непропорционально высоко по сравнению с будущими проблемами (высокими кредитными ставками). Эмоциональный мозг вообще не думает про процентные ставки, выплату долгов или расходы по кредиту. Поэтому такой участок мозга, как островок Рейля (участок мозга, связанный с негативными эмоциями) не реагирует на операции, которые совершаются по пластиковым карточкам — это же даже не реальные деньги. А не реальные деньги и потратить нельзя, ну :)

Вообще островок Рейля возбуждается, когда мы тратим деньги, когда долго не курили или когда мы смотрим на изображения людей, страдающих от боли. 

(Место для шутки про отпуск на острове Рейля. Заодно если не хотите прямо сказать, что вас кто-то бесит — рекомендую формулировку "в его присутствии у меня возбуждается островок Рейля". Кому надо — погуглят поймут)

Паника сводит восприятие к базовым инстинктам. Например, она буквально сужает картину мира (проводили опыты в барокамере, при повышении давления реакция на мигающие огоньки в центре поля зрения остаётся в пределах нормы, а на периферии снижается вдвое).

Мозжечковая миндалина при возбуждении вызывает негативные чувства. А префронтальная кора позволяет чувства игнорировать, если они не несут никакой пользы. Лобные доли развиваются лет до 20ти, а префронтальная кора и того дольше, а дофамновые рецепторы находятся в эмоциональном мозге, поэтому подростки ведут себя как идиоты неразумно с целью получить немедленную награду (еду или секс), и не в состоянии откладывать удовольствие, чтобы получить что-то круче в будущем. У них реально не хватает мозга на это.

Понятие "удушье" описывает чрезмерную рефлексию. Тема в том, что чем больше новичок думает о своих поступках во всех подробностях, тем больше у него шансов на успех, но с определённого уровня мастерства (тонкий момент) навыки становятся автоматическими и тогда лучше не думать о том, что делаешь, иначе подлый мозг начинает сомневаться в навыках, отточенных годами упорных тренировок. "Что тут думать? Прыгать надо!"

Так как рабочая память и рациональность делят между собой префронтальную кору, то если мы слишком загружаем память, то становимся малоспособны контролировать свои импульсы. Поэтому же мы раздражаемся, когда устали или голодны: мозг хуже подавляет негативные эмоции, вызванные незначительными раздражителями. Плохое настроение — это по сути просто уставшая префронтальная кора.

Нравственность —это набор решений о том, как мы обращаемся с другими людьми. 

Когда людям показывают видео, фото или даже произносят слова "жестокость", "убить" и около того, то мозг автоматически вырабатывает внутренние эмоциональные реакции. Кровяное давление повышается, могут вспотеть ладони, участиться дыхание. То же самое происходит при вранье. У психопатов наоборот — испуганное лицо вызывает у них скуку, при агрессии их давление понижается, то есть жестокость оказывает на них успокаивающий эффект.

Честертон: "Сумасшедший — это не человек, потерявший рассудок. Сумасшедший — это человек, потерявший всё, кроме рассудка". 

Лейбниц, Декарт и Кант считали, что нравственность свободна от эмоций, что принятие правильного решения — следствие рационального поведения. Однако нравственное поведение похоже на эстетическое. Если нас просят оценить картину, мы выдаём оценку на эмоциональном уровне, если же нас попросить объяснить мнение, мы начнём выдумывать подходящие аргументы. 

Скажем, мы чуем, что убивать чем-то не комильфо, и можем привести уйму доводов. В то время как психопаты совершенно не понимают, почему безосновательная прихоть человека жить может быть причиной его не убивать. 

Ну что, решили прочитать книжку? :)