Издательство Додо Пресс: издаем что хотим

Голос Омара

Стас Жицкий Постоянный букжокей пн, 30 июня

Хорошая собака помогает понять

"Приключения Весли Джексона", Уильям Сароян

Когда мне давным-давно было шестнадцать лет, я познакомился со своей будущей женой (с которой и по сей день греюсь у семейного очага). В доме моей будущей жены жил здоровенный тигровый боксер, превосходящий все нормативы и стандарты ростом, шириной груди и размером головы (кстати, куда нынче подевались все собаки этой породы и окраса? – да, я о собаках, а не о спортсменах), и, будучи размером с небольшого человека, жил он на правах полноценного члена семьи – у него даже был собственный продавленный старинный стул на кухне, куда он забирался, когда семья собиралась за столом пить чай (или что-то другое). Со стола он ничего не ел, конечно, будучи хорошо воспитанным, но жалобные слюни пускал (а слюни у боксеров – это отдельная и очень длинная история). Помнится, мы всегда, сидючи за этим столом, внимательно следили за ним: он имел обыкновение засыпать в процессе своего молчаливого соучастия в семейных посиделках, клевал носом, и норовил, задремав, сорваться со стула, как натуральный постпенсионный дедушка. Но ни разу, ни разу он не рухнул на пол! В самый наипоследнейший момент он очухивался, взбадривался, мотал головой и полувиновато оглядывал присутствующих: не заметил ли кто его оплошности – дескать, я только на секундочку отключился – а так-то я с вами, нить не теряю, курс держу и вообще.

Так вот, этого чудесного боксера звали Весли. А звали его так потому, что мой (тогда еще только будущий) тесть очень любил роман Уильяма Сарояна “Приключения Весли Джексона”.

Я тогда прочел этот роман.

А теперь прочел еще раз. И подумал, что именем этого литературного героя можно назвать много чего хорошего: и собаку (ничего обидного тут нет – если собака не боевая, не злая, но способная постоять за себя и своих хозяев), и ребенка (если родители смогут гарантировать его дальнейшую пронзительную душевность), и даже пароход (если он мирный и не агрессивный). И вообще можно так фирму назвать – ЗАО “Весли Джексон”. И пусть это ЗАО сеет что-нибудь разумное, доброе и необязательно вечное – да хоть бы булочки печет (но непременно вкусные!).

Потому что Сароян умудрился придумать такого уникального героя, который не может не быть симпатичным – ну да, слукавил автор, и живой, настоящий добрый девятнадцатилетний американский молодец при всей к нему читательской и авторской любви если и мог бы быть таким удивительно и осмысленно хорошим, но не смог бы он сам так простодушно и трогательно описать свою хорошесть – но я тысячу раз готов простить писателю его лукавство, потому что цель – достигнута. Доброе – посеено.
Дотошным нелюбителям собак, но не читавшим книжку – сообщаю: эта история написана от лица американского юноши, которого забрали в армию во время Второй Мировой, но войны там почти нет. Там есть тыловые будни, жажда любви, пьянство, неповиновение вышестоящим инстанциям, юношеский максимализм, юношеская же (почти детская) глупость, нежность к друзьям, трагичость и – доброта, доброта, доброта – ровным и убедительным слоем рассеянная по всей поверхности романа.