Издательство Додо Пресс: издаем что хотим

Голос Омара

Маня Борзенко Постоянный букжокей вт, 10 июня

Почему нам нравятся котики

"Непослушное дитя биосферы", В. Р. Дольник

Подзаголовок книжки — "Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей".
Мама принесла, говорит, книжка про секс, хочешь? И на обложке пещерный чувак с луком и членом. Мама принесла! Ну как не прочитать :)
Книжка офигенная тем, что она про обычные вещи, привычные и не вызывающие вопросов, объясняет — ПОЧЕМУ оно так.

Например, знаете, почему человеческие детёныши любят качели? А ни одно другое животное не любит.
Брахиация — это перепрыгивание с ветки на ветку, раскачиваясь на руках. Это очень древняя инстинктивная программа наших предков. Поэтому же людям снятся полёты во сне. А один из самых частых кошмаров — это падение, а вовсе не то, что тебя разрывают на клочки.

А знаете, почему человек считает красивыми котиков?
А я знаю! В книжке написано.

Конспектом самое интересное:

Половая самопрезентация.
Животные и птицы, у которых секс сезонно — к началу сезона отращивают яркое и крутое. Гребни, хохолки и рога. Отращивают в основном самцы, хотя у некоторых видов — все ваще. Те, кто трахается либо раз в жизни (а бывают и такие), либо всю жизнь напропалую – меняются раз в жизни. У людей это подростковый возраст.
Привлечение внимания идет по всем параметрам — усиление запаха, яркий окрас, стрекот (кузнечиков), пение (птиц), рев (оленей и людей), танцы или борьба. (Опять же у людей смотрим на подростков — они воняют и орут). Поэтому кто хреново выглядит — громче всех кричит — компенсирует. Красуются самцы (у людей красуются все), выбирают всегда самки.
У самцов одновременно включается программа доминирования и страх, поэтому они то раздуваются, то сдуваются, то подходят, то отходят. Ближе-дальше, короче. У самок при виде этого представления ощущения примерно те же — и восторг от того, как перед ней тут прыгают и машут, и страх приближения и желание подойти, чтобы эту истерику прекратить. При этом самки делают вид, что их это всё не касается, пока один из самцов не победит.

Выбор.
Самцы выбирают «нормальную», то есть, кого попало. Самки выбирают того, кто победил остальных физически или устрашением, или того, кто громче всего орал (в зависимости от вида животного).
У человеков самцы выбирают «красивую», то есть, нормальную (плюс-минус образ матери). Основной критерий выбора у самцов один — самка должна быть в состоянии половой готовности. У самок животных готовность обычно видно — набухшие гениталии, припухшие от прилива крови губы... Поэтому самцы людей любят сиськи и помаду.
А девушки выбирают либо «плохих парней», если следуют самым древним инстинктам (тех, кто громче орет и всех побеждает физически), либо следуя чуть более поздним программам — выбирают самых статусных в более социальном плане (профессионалов, чемпионов, медийных людей, людей соответствующих идеалам книг и фильмов. Плюс-минус образ отца, разумеется).

Ухаживание.
Когда партнёры наметились, у самцов врубается следующая программа — увести самку с тока (и в идеале — запереть). Если уведет, то не надо будет драться со всеми новыми претендентами на ее сердце. Если увел — надо показать ей свою территорию. У кого своей территории нет — не самец. Самка в это время провоцирует его на стычки с соперниками — проверка его способности защитить ее и потомство.
Еще у самца включается программа сопровождения, то есть, куда самка ни попрёт, он потащится следом за ней, благо бежит она не очень быстро, чтобы слабаки не отвалились. В современном мире сопровождение выражается в постоянном обновлении ее страницы Вконтакте; однако в кино есть много примеров «догонялок» влюбленных.
Потом самка проверяет способность самца обеспечить пищей ее и их потомство ролевой игрой — самка скукоживается и пищит, а самец либо приносит червяка, либо травинку, либо совсем уж ритуально касается ртом ее рта. Называется «ритуальное кормление». Объясняет, откуда пошел поцелуй и почему женщины периодически так отвратительно сюсюкают.

Доминирование.
Доминируют самцы. За исключением сезона размножения, то есть периода ухаживания, беременности и заботы о потомстве. Подчеркну — и периода заботы о потомстве. Но всё остальное время — самцы. Всегда, когда социальные процессы приводили к освобождению женщин от «гнета» мужчин — снижалась стабильность семей. Тут, кстати, забавная штука есть: поскольку самки людей гиперсексуальны (так зоологи называют способность спариваться не только для размножения), то они всё время с момента отрастания сисек демонстрируют готовность спариваться, а значит, мужчина должен ухаживать в течение всего времени, что рассчитывает с этой мадам быть в связи. А у человекообразных обезьян, в отличие от людей, самки полностью подчиняются самцам и гипосексуальны, а самцы не ревнивы.

Про брак.
Поскольку из обезьян мы преобразовывались долго и извилисто, то есть разные программы отношений. Гиббоны «жили долго и счастливо» в моногамных браках; самцы горилл ваще не ухаживали, просто удовлетворяли физическую потребность, а у самок этой потребности и вовсе не было, они просто были забитые и не могли сопротивляться; у верветок самки спариваются с теми самцами, которые их кормят (знакомо, знакомо...). Поскольку человек за всю историю своего существования прошел через все эти стадии, то программы выстреливают хаотично — кому как повезет. Поскольку у ребёнка есть потребность иметь отца (как у гиббонов, да), то моногамия — оптимальная штука при создании семьи (с точки зрения этологии, совершенно не беру мораль, закон или религию). Ну а до создания семье с перспективой родить потомство — можно играться как попало.

Еще в книге есть про страхи, про детство, про власть, про смерть, про период и эффективность обучения, про то, что именно и почему мы считаем красивым (кроме котиков).
Короче — круть.