Кошкин дом
«Кошачья история», Наль Подольский
Иногда книги сами попадают тебе в руки. Еще минуту назад ты не знал о существовании того или иного издания, а потом – раз, и книга уже у тебя в руках. Так случилось с книжкой Наля Подольского «Кошачья история», которую я в результате проглотил за пару дней.
Итак, некий интеллигент приезжает в
провинциальный курортный городок, чтобы помогать писать какой-то
сценарий. А дальше погружается в фантасмагорическую атмосферу, в которой
совершенно непонятно, кто сходит с ума - то ли главный герой, то ли
жители городка, а, может, никто не сходит, а все, что описано в коротком
романе, происходит на самом деле. Короче, разные люди начинают намекать
герою, что городом владеют кошки, сотни которых бегают тут и там, –
дескать, они могут управлять людьми, сами или по чьему-то злому умыслу.
Есть на окраине города и «кошачий Ленин» – «Сфинкс», памятник лежачей
кошке на большом постаменте. Вокруг него резвится особенно много кошек.
Атмосфера
романа соответствует атмосфере летнего приморского городка – душная,
тягучая, пропитанная сексом и невысказанными обещаниями. Главного героя
окружают странные люди: майор Крестовский, который наблюдает за
жителями городка с помощью телескопа и, кажется, все знает; сельский
учитель – юродивый Одуванчик, который верит в теорию заговора; две
женщины – приехавшая из Москвы Наталья, загадочная красавица, что-то
скрывающая и ничего не рассказывающая о своей прошлой жизни, и местная
красотка-барменша Лена, с которой тоже что-то не так; еще другие люди,
в том числе – три люмпена, по меткому определению написавшего
предисловие Виктора Кривулина, - мелкие бесы, носители немотивированного
насилия, и так далее. Наль Подольский начинает книгу как курортный
роман, но с каждой страницей все сильнее сгущает атмосферу, и вскоре
духота превращается сначала в необъяснимую тревогу, а потом – в липкий
ужас неизвестности, главный герой буквально на наших глазах слетает с
катушек вместе с окружающими, а повествование катится к трагической
развязке. И все это – под пристальными взглядами кошек…
Кривулин в
предисловии очень интересно сводит атмосферу романа с атмосферой
позднего брежневского существования, в котором душная муть безысходности
парадоксальным образом сочеталась с ожиданием чего-то, какой-то
неожиданности – то ли избавления, то ли катастрофы. Немногочисленные
герои романа, вершащие эту провинциальную историю, ненавязчиво воплощают
различные человеческие типажи, которые в скором времени (роман был
написан в 1978 году) выйдут на первый план в реальной жизни. Вряд ли
Наль Подольский обладает даром предвидения – скорее, он просто
смоделировал историю, поместив ее в фантастические, но такие реальные
декорации, и попробовал продолжить в будущее – получилось то, что
получилось, причем очень узнаваемо. Кривулин в предисловии пишет:
«Писатель с высот своей мансарды или из глубин своей котельной как бы
диктует самой жизни, что и как в ней должно происходить. Это уже не
просто предчувствие или предвидение – это сознательное моделирование
процессов, происходящих в реальности. Оно было возможно, потому что
будущее, как и прошлое, воспринималось с большей остротой, чем
настоящее…» И еще интересное наблюдение – Кривулин совершенно точно
подмечает некоторые аналогии с «Посторонним» и «Чумой», а потом
добавляет: «Но герои французской экзистенциальной прозы начисто лишены
способности видеть и различать бесов. Это уже исключительное (и
традиционное) свойство героев российской прозы».
И еще, конечно,
поразительно, что этот роман был написан в Ленинграде конца 1970-х. Очень неожиданная книжка для того времени.