Издательство Додо Пресс: издаем что хотим

Голос Омара

Дана Сидерос Гость эфира вс, 11 мая

Тот, который во мне сидит

"Шут", Юрий Вяземский

«Жил был Шут. Но никто из окружающих не знал этого настоящего его имени. Отец звал его Валентином, мать – когда Валенькой, когда Валькой. В школе называли его Валей»

Я долго была уверена, что все, конечно, знают этот текст, и для всех он такой же большой важный кусок детства. Среди меня он был культовым, перечитывался, цитировался и применялся на практике. Не спрашивайте.

Потом я, кажется, выросла. Выяснилось, что почти никто из моего окружения не отзывается на цитаты из "Шута". Юрия Вяземского знают как ведущего «Умников и умниц», кто-то видел экранизацию восемьдесят восьмого года, но она про другое. А текст волшебный: слоёный и с глубинной бомбой на самом дне – для любителей глубинных бомб.

Сперва обычная школьная история. Слишком думающий для своих лет мальчик, холодок в семье, неловкая подростковая влюбленность, отношения с учителем – картинки и разговоры. Дерзкий подросток, с завораживающим хладнокровием расправляющийся с любым противником, сразу же с подростковой горячностью придумывающий себе новых противников. Довольно привычный набор, если не считать, что герой действительно уникальный тип – таким наверняка был в детстве добрый доктор Грегори Хаус. Вот бы поместить их с Шутом в одно пространство – и посмотреть, кто кого сборет. Над всем этим нависает рассказчик с лупой, который отрыл на антресолях свой старый дневник и штудирует его, пытаясь понять, что за странное существо заполняло страницы.

Обычно хорошие подростковые книжки отличаются от плохих тем, что в хороших отсутствует автор. Никому не нужен этот лысеющий зануда с его сомнительным взрослым опытом и высокой моралью. Дай нам историю и уходи, очкарик.

Здесь автор не просто присутствует, он включен в текст, он читает историю своего детства и комментирует непонятные фрагменты. И да, нарушая все законы хорошей книги, он оценивает происходящее. Я долго не могла понять, почему в мои тринадцать меня не коробило это навязчивое присутствие взрослого в тексте. Недавно перечитала и поняла: рассказчик смотрит на всю историю как ветеран войны, чудом вернувшийся живым. Как сбежавший из плена ли поборовший неизлечимую болезнь. С усталостью, спокойно, но очень серьёзно, невероятно серьёзно. Это важно, такая интонация: когда ты мал, каждый второй взрослый рассказывает тебе, что ты не живёшь, что значение происходящего с тобой стремится к нулю. Шут говорит, что это неправда, важен каждый эпизод, у нас тут не шутки, что бы вы ни думали по этому поводу.

Ну и напоследок про бомбу, о которой так долго говорили большевики. Главному герою – пятнадцать и шесть лет. Это значит, что пятнадцать Валентину, а шесть – Шуту. Шесть лет герой выстраивает вокруг себя большую игру и играет в неё, не отвлекаясь, не выходя из роли, наращивая обороты. Именно в игре его сила, которая так пугает всех вокруг, которая позволяет ему с легкостью проделывать фокусы, со стороны, вероятно, выглядящие как что-то даже мистическое. «Шут» – не просто рассказ о большой игре, занимающей всю жизнь, он содержит подробное описание работающего образца. Это почти рецепт взрывчатки, его можно восстановить, если вы достаточно любопытны. Рассказчик, правда, предупреждает, что ни к чему хорошему такой образ жизни не приводит. Сначала весело, но потом над головой твоей вырастает воронка, затягивающая всех без разбора, и с этого момента уже не ты решаешь, как вам поступить. Шут решает, как вам поступить.

Но кто же читает предупреждения?

Прочитайте инструкцию и не пробуйте этого никогда.

Обязательно попробуйте это.